Фёдоров и Сечин обсудили развитие НАО

0 0

Фёдоров и Сечин обсудили развитие НАО

НАО. О социально-экономическом развитии Ненецкого округа шла речь на встрече главы Ненецкого округа Игоря Фёдорова с вице-премьером Правительства РФ Игорем Сечиным, которая состоялась 4 февраля в Москве. Глава НАО вынес на правительственный уровень три важнейших для заполярного субъекта вопроса: завершение строительства дороги Нарьян-Мар — Усинск, ускорение создания федерального казенного предприятия «Аэропорты Ненецкого автономного округа» на базе федерального госпредприятия «Аэропорт «Амдерма», а также возрождение Амдермы (бывшей базы ВВС) с учетом Стратегии развития Арктической зоны России.

Ненецкий автономный округ, располагающий значительными ресурсами углеводородного сырья, является единственным субъектом, не имеющим постоянного наземного транспортного сообщения с другими субъектами Российской Федерации. Низкая транспортная доступность крайне затрудняет социально-экономическое развитие региона, негативно отражается на стоимости жизни.

Актуальность развития наземной транспортной структуры для Ненецкого автономного округа, освоения европейского Севера России и Арктики очевидна, поэтому вопрос о продолжении строительства автомобильной дороги «Нарьян-Мар - Усинск» является, несомненно, первостепенным. Строительство автодороги начато в 1991 году. Её общая протяженность составляет 386 км, в том числе по территории Ненецкого автономного округа — 217. Для завершения строительства 83-х километрового участка, проходящего по территории округа (с возведением 4-х мостовых сооружений) требуется порядка 6 млрд рублей. Стороны обсудили возможные варианты финансирования строительства автотрассы.

Следующим вопросом встречи Сечина и Фёдорова стали проблемы заполярного поселка Амдерма, расположенного на побережье Карского моря.

- Приоритетными задачами органов власти НАО являются: с одной стороны - повышение качества жизни населения, проживающего в условиях Крайнего Севера, с другой — решение вопросов геополитики, связанных с обеспечением присутствия России в Арктике, — отметил Игорь Фёдоров. - Для Ненецкого автономного округа указанные вопросы фокусируются в решении проблем поселка Амдерма, который на протяжении десятилетий являлся крупнейшей арктической базой советской военной полярной авиации, центром гидро- и метеорологического обеспечения Северного морского пути.

Основан поселок в 1933 году. Численность его населения достигала 10 тысяч человек. Исходя из этого, была создана необходимая социально-коммунальная инфраструктура, в настоящее время частично законсервированная. Максимальный грузооборот Амдерминского морского порта за навигационный период составлял 100 тысяч тонн. Амдерма имеет взлетно-посадочную полосу, позволяющую принимать тяжелые самолеты типа Ил-76 и Ил-86 и всю инженерную сеть аэродрома класса «В».

В 90-х годах прошлого столетия деятельность почти всех предприятий поселка прекратилась. Были расформированы или передислоцированы воинские подразделения.

В настоящее время в муниципальном образовании «Поселок Амдерма» проживают 400 человек. Осознание государственных интересов определяет решение Администрации Ненецкого автономного округа исключительно за счет бюджета региона поддерживать круглогодичное жизнеобеспечение населенного пункта. Несмотря на то, что вложения средств на каждого жителя поселка неоправданно высокие — на 180% выше, чем в других муниципальных образованиях региона. Например, элементы инфраструктуры, которые продолжают поддерживаться в Амдерме (водовод, ДЭС), рассчитаны на 10 тысяч человек, а обслуживают только 400.

Кроме того, в Амдерме сложилась неблагоприятная экологическая ситуация, которая обуславливает напряженную санитарно-гигиеническую обстановку на данной территории. За весь период существования поселка, включая настоящее время, в процессе хозяйственной деятельности предприятий и организаций образовалось значительное количество металлолома, который не вывозился из-за высокой себестоимости перевозки. По предварительным оценкам общая масса металлолома составляет 150 тысяч тонн, включая захламленную береговую часть.

В продолжении темы по Амдерме глава Ненецкого автономного округа Игорь Фёдоров также доложил вице-премьеру Правительства РФ о сложной ситуации с приемом воздушных судов в этом стратегически важном для России населенном пункте.

Основными причинами такого положения явилось резкое сокращение доходов от аэропортовой деятельности, отсутствие финансовых средств на поставку топлива для производственных нужд и авиационного топлива для заправки воздушных судов.

ФГУП «Аэропорт «Амдерма» является предприятием федеральной формы собственности, и решение проблемы находится в сфере полномочий федеральных органов власти. Однако существующая организационно-правовая форма предприятия не позволяет собственнику осуществить субсидирование за счет средств федерального бюджета.

Стабилизировать ситуацию возможно путем создания Федерального казенного предприятия «Аэропорты Ненецкого автономного округа» (далее — ФКП) на базе Федерального государственного унитарного предприятия «Аэропорт «Амдерма» и других аэродромов, расположенных на территории Ненецкого автономного округа.

Документы, необходимые для прохождения процедуры перевода предприятия из одной формы в другую, согласованы в Федеральном агентстве воздушного транспорта и направлены для рассмотрения в Министерство транспорта Российской Федерации. Игорь Фёдоров обратился к вице-премьеру правительства РФ с просьбой ускорить процесс создания федерального казенного предприятия.

Материалы о ситуации, сложившейся на сегодняшний день в поселке Амдерма, также были направлены губернатором Ненецкого округа в Совет Безопасности Российской Федерации для рассмотрения вопроса на очередном заседании. Цель — оценка и определение возможностей использования инфраструктуры поселка, Амдерминского аэропорта и морского порта с учетом стратегии развития Арктической зоны России.


Похожие новости

Последние новости