ВЦИОМ: СВЫШЕ ПОЛОВИНЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ (55%) СЧИТАЮТ, ЧТО ВЛАСТЬ ВИДИТ В БИЗНЕСЕ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, «ТУГОЙ КОШЕЛЕК».

0 0

ВЦИОМ: СВЫШЕ ПОЛОВИНЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ (55%) СЧИТАЮТ, ЧТО ВЛАСТЬ ВИДИТ В БИЗНЕСЕ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, «ТУГОЙ КОШЕЛЕК».

Москва. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как отечественные предприниматели оценивают современную государственную экономическую политику в России; как, с их точки зрения, власть относится к бизнесу и в какой деятельности со стороны государства нуждается наша экономика.

Предприниматели достаточно критично отзываются о различных сторонах современной российской государственной экономической политики, в большинстве случаев преобладают «средние» оценки, и негативные мнения, хотя и с незначительно, перевешивают позитивные отзывы. Единственная позиция, которая была оценена скорее со знаком «плюс» — соответствие государственной экономической политики интересам бизнеса (средний балл составил 3,98 балла, что ниже срединного значения в 4 балла). В наибольшей степени критичность мнений характерна для оценок предпринимателями направленности экономической политики — чаша весов склоняется в пользу утверждения, что экономическая политика осуществляется не в интересах бизнеса в целом, а в интересах отдельных бизнес-групп (4,40 балла). Ниже среднего уровня оценивается также гибкость экономической политики (4,24 балла), соответствие практических мер заявленным установкам (4,24 балла), действенность (4,15 балла), последовательность (4,12 балла), и то, насколько государство предоставляет бизнесу необходимую свободу действий и не мешает его развитию (4,06 балла).

Свыше половины предпринимателей (55%) считают, что власть видит в бизнесе, прежде всего, «тугой кошелек». На втором месте со значительным отрывом (26%) — версия государства патерналистского типа, воспринимающего бизнес как младшего партнера. Согласно оценкам респондентов, власть не видит в бизнесе силу, обладающую серьезным экономическим и политическим потенциалом: только по 8—15% опрошенных предпринимателей полагают, что власть относится к бизнесу как к локомотиву развития экономики и общества, или конкуренту в борьбе за влияние в обществе, или равноправному партнеру. Примерно так же распространено суждение, что власть воспринимает бизнес как питательную среду для криминала и коррупции (9%).

 В наибольшей степени оценивают власть как потребителя по отношению к бизнесу владельцы и руководители малых предприятий (61% при 51% среди представителей крупного бизнес-сектора). Они же чаще других полагают, что бизнес для власти — это, прежде всего, источник проблем, связанных с криминалом и коррупцией (13% при 7—8% в других сегментах сообщества). Напротив, крупный бизнес, на фоне остальных, демонстрирует несколько больший уровень лояльности власти (хотя и в этой группе доминируют негативные трактовки отношения власти к бизнесу). Именно представители крупных компаний чаще других усматривают в действиях власти признаки патерналистского, заботливого отношения к бизнесу как к младшему партнеру (28% при 22% в секторе малого бизнеса), или как к партнеру равноправному (10% и 6%, соответственно), или как к локомотиву развития общества и экономики (17% и 11%).

Какого же отношения и каких конкретных действий со стороны государства ждёт бизнес? Российскому бизнесу сегодня нужны не опека и преференции, а чёткие и строго соблюдаемые «правила игры». Главные ожидания предпринимателей от власти связаны с созданием эффективных законодательных условий деятельности бизнеса, их безусловным и справедливым применением, это требование буквально вытесняет все другие — на него указывают 64% предпринимателей. Доли тех, кто акцентирует внимание на поддержании благоприятной конкурентной среды, создании инфраструктуры для бизнеса, финансовой поддержке приоритетных предприятий и секторов, составляют от 23% до 27%. Ещё реже к первоочередным мерам относят прямое регулирование наиболее важных сегментов экономики (17%), регулирование доступа на российские рынки иностранных производителей (8%) и др.

Опрос 1200 российских предпринимателей (владельцев и топ-менеджеров частных компаний) проведён в сентябре — октябре 2007 г. в 40 субъектах Российской Федерации. Выборка репрезентирует предпринимательское сообщество по отраслевой принадлежности (по трём макроотраслям — промышленность и строительство; транспорт и связь; обслуживание и торговля) пропорционально их доле в экономике страны и по «крупности» предприятий (по числу занятых).


Похожие новости

Последние новости