"Мороз - генеральный подрядчик"

0 0

 "Мороз - генеральный подрядчик"ООО "Мамонихалес" производит 11 видов продукции: пиловочник сосновый и еловый различной длины, хвойные и березовые балансы, березовый кряж для производства фанеры, дрова, столбы высоковольтных передач. Потребители продукции - Соломбальский ЦБК, Соломбальский ЛДК, Сосновский ЖКХ, Архангельский фанерный завод.

Странное название - Мамониха. Будто полслова от ласковой мамы, и столько же - от суровой тетки. Не знаешь, чего и ждать от такой двойственности - встретит ли добром и теплом или бросит в лицо пригоршню колючего снега.

В поселок Мамониха, на окраину Пинежского района в два счета не доберешься. Это, похоже, уже историческая традиция: в старину пинежане говаривали, что "версты до Архангельска кривая ведьма клюкой мерила, да клюку и потеряла".

ПРОРОЧЕСТВО ДЛЯ МАМОНИХИ

ООО "Мамонихалес" было создано несколько лет назад для освоения лесных массивов в Пинежском и Верхне-тоемском районах. Альберт Васильевич Пестов, директор ООО "Мамонихалес", сам, кстати, уроженец здешней деревни Ёркино, говорит, что протяженность предприятия не менее 200 километров. Возьмите карту и посчитайте сами, сколько будет от Карпогор, где находится представительство предприятия, вдоль реки Пинеги до поселка Северного в Верхнетоемском районе.

Мамониха же стоит на характерном изгибе реки, разграничивающем верхнее и среднее течение. Лесозаготовка сконцентрирована на двух участках: верхнем, в районе поселка Северного, и нижнем, в окрестностях Мамонихи.

За окном автомобиля мелькают своротки на Ваймушу, Верколу, Суру, дорога прорезает старинное село Городецк, огибает загадочную Сульцу... Абрамовские места, каждое из которых писатель-земляк не обошел вниманием: имена деревень рассыпаны по его книгам, которые, по сути, оказываются лучшими путеводителями по Пинежью. Есть у него и позд-ний рассказ "Мамониха". Он об угасании деревенского образа жизни, традиционной северной культуры, о том, что свою родовую память человек готов вырубить под корень. "Нынешняя Мамониха похожа была на кладбище", - писал Абрамов в 1980 году.

Последний совхоз в районе Выи обанкрочен в прошлом году, поголовье скота ликвидировано. Перерабатывающая промышленность в зачаточном состоянии. Альберт Пестов рассказывает, что сегодня экономика Пинежья почти полностью ориентирована на лесопользование. Лес остается главным стратегическим ресурсом. Однако большинст-во леспромхозов находится в тяжелом состоянии, ведя жизнь полубанкротов. Говорят, это отчасти связано с запретом молевого сплава и удорожанием транспортной составляющей в цене древесины, но в большей степени - с отсутствием поддержки лес-промхозов со стороны властей, неумением жить в рыночных условиях.

Нищенские заработки, пьянство, неуст-роенность, низкая рождаемость при высокой смертности - унылый портрет глубинки. Порой посещает мысль, что лет через дцать заготовка леса будет вестись исключительно вахтовым методом: деревенское население стремительно сок-ращается.

НЕ ВМЕСТО ЛЮДЕЙ, А ВМЕСТЕ С НИМИ

На этом нерадостном фоне ООО "Мамонихалес" уже третий год стабильно наращивает объемы заготовки леса. Вовремя начисляет зарплату, обеспечивает работникам все социальные гарантии, строит мосты и ремонтирует дороги, снабжает население дровами и, пусть не часто, приобретает новую технику.

- В сезон 2003-2004 годов объемы производст-ва составили 38 тысяч кубометров, а по итогам этого 2005 года - более 60 тысяч, - говорит А. Пестов. - В Северном заготовляется примерно 13 тысяч кубометров, в Мамонихе - 55 тысяч. Если все пойдет хорошо, в следующем году постараемся дать 100 тысяч. Значительные объемы заготовки были достигнуты благодаря инвестициям Соломбальского ЦБК - прежде всего на приобретение современной техники. Сегодня невозможно представить себе леспромхоз, существующий сам по себе, без поддержки промышленных предприятий. Он обречен на безденежье и вялотекущее существование.

Альберт Пестов не устает мотаться между Архангельском, Карпогорами и Мамонихой. В результате руководство Соломбальского ЦБК всегда в курсе того, чем живет и в чем нуждается Мамониха. Летом прошлого года при поддержке совета директоров удалось купить лесозаготовительный комп-лекс, состоящий из харвестера Volvo и форвардера HSM.

- Сегодня 50 процентов заготовок в Мамонихе обеспечивает комплекс, - говорит директор. - Его месячный объем - шесть тысяч кубометров. Столько же выдают бригады по заготовке. Сейчас работает четыре бригады, и все с превышением плана.

- Что выгоднее - использовать ручной труд или вкладывать деньги в покупку техники?

- Конечно, выгоднее использовать комплексы, а не ручной труд. Но, в то же время, людям нужна работа. Нельзя же их выставлять на улицу. Сегодня комплекс работает не вместо людей, а вместе с ними.

ТРУДИСЬ - И ДЕНЬГИ БУДУТ

Сейчас на предприятии работает 160 человек, из них более ста постоянно, остальные привлекаются для сезонных работ. Это жители окрестных пинежских сел, которые нанимаются бригадами по пять-семь человек. Приезжие, как правило, работают непосредственно на делянках, вывозят лес, тогда как жители Мамонихи, в основном занимаются подготовкой сортимента и сплоткой.

- Текучка кадров незначительная, - говорит Пестов. - Есть, конечно, люди, которые "плавают" из одной конторы в другую, но таких уже все директора знают в лицо. Тем, кто проштрафился в одном месте, будет непросто устроиться в другое.

Сегодня рыночная цена, по которой люди согласны продавать свой труд в лесу, около 12 тысяч рублей. Удивляетесь? Я тоже удивился, вспомнив свой двухлетней давности разговор с одним водителем лесовоза, который получал полторы тысячи рублей.

- И это не предел, - уверяет Пестов. - Лесовозники зимой зарабатывают больше, потому что работают с большой отдачей: дорога хорошая, заготовка идет полным ходом. В последнее время люди начинают уходить от частников, которые не предоставляют работникам соцпакета, а зарплату выдают в конвертах.

С начальником согласен водитель Виктор Михайлович Смоленский:

- Работать можно. Если не лениться, заработки здесь неплохие.

ТЕХНОЛОГИИ: РОССИЙСКАЯ НЕ ХУЖЕ СКАНДИНАВСКОЙ

- А знаете, как заготовляли лес в первой половине XX века?

Я что-то вспоминаю о пилах-лучковках и о нереально высоких нормах выработки для зеков, а Сергей Егорович Родионов, заместитель директора ООО "Мамонихалес", уже продолжает рассказ:

- Лес вручную пилили, раскряжевывали и вывозили его на лошадях, а для этого делали ледяную дорогу. Смысл в том, что коэффициент трения на льду минимальный. Мы одну из таких "ледянок" как раз неподалеку обнаружили, предполагаем, что рубили здесь в сороковых годах. Окрестные деревни лесозаготовкой и лесосплавом всегда занимались.

Мы сворачиваем с основной дороги - и машину начинает ощутимо потряхивать. Каждый год, для того чтобы получить доступ к отведенным лесным массивам, "Мамонихалес" прокладывает в тайге километры технологических дорог.

Расчетная лесосека - это тот объем леса, который разрешается рубить в год на отведенной территории. Сегодня "Мамонихалес" имеет право ежегодно заготовлять 41 тысячу кубометров древесины в Пинежском районе и 200 тысяч - в Верхнетоемском.

Делянки встречают штабелями бревен, которые тянутся вдоль дороги. На открывшемся просторе то тут, то там оставленные после рубки деревья. Их что, забыли спилить?

- Это семенные деревья. Мы их специально оставляем, как того требует технология, - объясняет Сергей Родионов. - Их задача - выбросить семена, чтобы вырубленный лес естественным способом возобновился. Есть норма - 20-25 таких деревьев на гектар. Причем они должны быть среднего возраста.

- Как быстро лес будет возобновляться?

- Сначала выйдет береза, затем сосна или ель - породы будут сменять друг друга. Если через двадцать лет сюда придете - уже не узнаете этого места...

Перед лесозаготовителями кроме того ставится задача - максимально сохранить подрост. Тогда дерево будет расти не из семечка и срок восстановления сократится. Родионов со знанием дела и увлечением рассказывает о тонкостях технологии рубки:

- Сначала идет валочная машина - харвестер. На поворотном круге она срубает деревья в радиусе 15 метров, тут же обрезает сучки и разделывает. Получается почти что готовый сортимент. Тут же операторы сортируют его на балансы, березу, пиловочник. Затем форвардер собирает, окучивает и раскладывает по видам, сортам и породам. Сучки, ветки, откомлевка - все остается на волоке и проминается трактором. А вот у скандинавов другая технология - они размельчают порубочные остатки и равномерно рассеивают по всей площади рубки. Но российская технология, я считаю, ничем не хуже.

ПЕРЕРАБОТКА НА МЕСТЕ РУБКИ

Технологию сплотки, то есть сборки пиловочника в плоты, для "Мамонихи" разработали специалисты АГТУ. А местные мужички довели ее до ума, немножко усовершенствовали, чтобы соответствовала местным условиям.

На плотбище работает бригада: сплотчик, тракторист и контролер. Этого достаточно, чтобы собирать и балансы, и пиловочный плот. Средняя выработка, которая достигнута на сегодня - около 200 кубометров в день при работе в одну смену. Но планируется запуск второй смены, это позволит увеличить производительность почти в два раза.

- Заготовить-то можно много, а как все вывезешь? Самое главное сегодня - доставка древесины до потребителя, - рассуждает Альберт Пестов. - Например, самая дорогая продукция - это пиловочник, его необходимо продавать свежим. Стоит оставить товар на лето - жди червоточин и синевы. Тогда он уже переходит в разряд балансов, а то и дров, цена на которые в разы ниже. Тем более что дровами мы уже все котельные обеспечили. Сейчас выходим со своими предложениями на Карпогорский рынок.

Лес до потребителя доставляют двумя путями: весной по Пинеге и круглый год по железной дороге. В этом году по воде в плотах и баржами отправили 40 тысяч кубометров. Больше не удалось: не хватает буксиров, весь архангельский флот трудится еще с советских времен. Да и навигация длится недолго. Так что больше надежд в Мамонихе возлагают на автовывоз. Для этого уже построена технологическая дорога, которая соединила Верхнетоемский и Пинежский районы. Сейчас по ней ездят частные машины и автобусы, так что проект Соломбальского ЦБК и ООО "Мамонихалес" несет значительную социальную нагрузку. А в августе прошлого года "Мамонихалес" построило еще и мост через реку Етчугу в районе деревни Окуловской.

Раскряжевщик, мерщик, контролер - такие профессии в ходу на верхнем и нижнем складах предприятия. С недавних пор к ним добавились еще операторы пилорамы. Ее привезли в этом году в Мамониху по реке, смонтировали и запустили.

- Производительность у нее пять кубометров в смену, - рассказывает Сергей Родионов. - В месяц делаем 60 кубометров. Продукция идет на свои нужды, а часть заказов - на продажу. Планируем обеспечивать нужды Соломбальского ЦБК. Годовую потребность комбината можем покрыть. Что пилим? Да все квадратное - брус, доску, рейку. Все, на что есть спрос и что может принести хотя бы небольшую прибыль.

В прошлом году помимо традиционного пиловочника, балансов и дров мы освоили и новый вид продукции - столбы для высоковольтной линии электропередач, - добавляет Альберт Пестов. - Поставляем их на завод по пропитке в республику Коми, а также в Северодвинск, на конверсионный завод на Северном рейде. В общем, делаем все для максимально глубокой переработки древесины непосредственно на месте ее заготовки.

ПИНЕЖСКИЕ ПУТИ

Сложно свести воедино все впечатления от поездки в Мамониху. Чем более удручающими кажутся картины оставленных деревень, тем большее уважение вызывают люди, работающие в лесу по пояс в снегу в морозы и оттепели. Вот кто получает северные надбавки по праву! На их лицах нет чувства обреченности, им некогда горевать по судьбе. Есть работа - и жизнь не в тягость. Может, еще и сбудутся слова Федора Абрамова и перед Пинегой откроются новые пути развития?

А еще очень понравилась "лесная столовая". Это обычный вагончик-бытовка среди тайги: входишь - натоплено, чистые столики, повар в накрахмаленном фартуке.

- У нас лучший ресторан к югу от Карпогор, - шутит Пестов. Впрочем, почему шутит? Чистая правда! Не верите - поезжайте и убедитесь, даю адрес: Пинежский район, деревня Мамониха, нижний склад ООО "Мамонихалес".

Александр ПЕРЕПЕЛКИН


Похожие новости

Последние новости