Архангельск в розницу и оптом

0 0

 Архангельск в розницу и оптом(А. Донской, сентябрь-2004)

Мэр Архангельска Александр Донской продает принадлежащую ему сеть из 17 магазинов "Сезон". По информации участников рынка, основным претендентом на покупку является "Пятерочка", готовая выложить за магазины мэра 6,5 - 7 миллионов долларов. Как отмечают наблюдатели на федеральном уровне, для "Пятерочки" покупка "Сезона" может стать первой сделкой по приобретению независимой сети за пределами Москвы и Петербурга. Консультирующий сделку бывший совладелец ярославской розничной сети "365" считает, что продажа может состояться в течение декабря.

КАПИТАЛИЗМ С СОЦИАЛИСТИЧЕСКИМ ЛИЦОМ

Нет, пожалуй, такой бабушки в Архангельске, которая бы не знала "сказок о социальных магазинах", рассказанных нынешним градоначальником во время его похода во власть. В пору битвы за пост губернатора, где Донской участвовал не победы ради, а раскрутки для, его кредо выгодно отличалось от программ остальных кандидатов. Ничего глобального - иду в политику, чтобы добиться уравниловки в арендной плате. А когда добьюсь, открою магазины социальные, бюджетникам-пенсионерам по карману, и всем нам будет счастье.

Чуть позже установка изменилась: не магазины, а отделы (в другой интерпретации - прилавки). На фоне красочных благотворительных шоу с раздачей "продпакетов" ветеранам подмена оказалась незамеченной. А после феерической посадки в кресло мэра ни о прилавках, ни об отделах победитель, разумеется, уже не вспоминал.

При этом не секрет, что так называемые социальные магазины - вещь исключительно выгодная. Если отбросить выборное словоблудие, речь идет о магазинах эконом-класса, с успехом развернувшихся не только в мегаполисах. В Архангельске это торговая сеть "Ромашка", владельцы которой развивали личный бизнес без реверансов в сторону малоимущих, стариков и инвалидов. Их цены просто ниже, чем у конкурентов. В результате "Ромашка" - крупнейший игрок на местном рынке сетевой торговли продовольствием. Выручка-2004 - около 50 миллионов долларов.

В коммерции нет "лириков", здесь выживают только "физики". Это подтвердил и сам Донской, заявивший после выборов: "Бизнес не может быть социальным. Либо это социальное учреждение, либо бизнес".

"СЕЗОННАЯ" РАСПРОДАЖА

Наиболее выгодный бизнес в России сегодня - политика. Даже нефтяные генералы вынуждены соблюдать субординацию, что уж говорить о сержантах и ефрейторах торговых войск. Поэтому Донской не слишком-то лукавил, рассуждая: "Можно, конечно, развиваться в рамках одного бизнеса: купил дело, раскрутил его, потом это дело выгодно продал... В этом есть своя прелесть. Но не для тех, кто этот путь уже проходил".

Для начала Александр Викторович снял с себя бразды управляющего. Уже тогда, на финише предвыборки, многими высказывалось предположение о том, что в случае победы от активов нужно будет избавляться. Иначе "Сезон" станет сетью, мешающей дальше расти.

Торги ждать себя не заставили. Официально мэр уведомил об этом журналистов 31 октября: "Сеть "Сезон" выставлена на продажу. Среди желающих купить есть депутаты горсовета". Как мы уже писали, в качестве потенциальных покупателей фигурировали "Ромашка", брэнд, которой связан с именем спикера Д. Юркова, и АВФ (заместитель мэра Ю. Пачин). Сумма сделки колебалась от полутора до трех миллионов долларов. Даром, что советник мэра Д. Таскаев незадолго перед этим ангажировал проект закона "О конфликте интересов на государственной гражданской и муниципальной службе в Архангельской области", где предметно говорилось о недопустимости подобных действий должностным лицом. Под "личной заинтересованностью служащего" понималась возможность получения материальной выгоды для самого служащего или членов его семьи.

Ныне про проект никто не вспоминает, да и сумма изменилась. ООО "Сезон" (17 магазинов площадью от 70 до 800 квадратных метров, торговый оборот-2004 - 25 миллионов долларов) заинтересовалась знаменитая "Пятерочка", под чьей вывеской работает около 700 супермаркетов эконом-класса в России, на Украине и в Казахстане. Капитализация голландской Pyaterochka Holding, которой принадлежат основные компании сети, на 12 декабря составила 2,4 миллиарда долларов.

Для "Пятерочки" покупка "Сезона" может оказаться первым приобретением региональных магазинов в собственность. Что касается цены вопроса, в июне холдинг уже выложил за 18 питерских "Народных копеек" 60,8 миллиона долларов. Так что 7 миллионов - не предел.

Впрочем, ставки могут измениться. До 12 декабря акции "Пятерочки" котировались на 34 процента выше. А обвал произошел из-за неудовлетворительной работы магазинов в "новоприобретенном" Питере. И не факт, что "взятие Архангельска" будет более удачным.

ОПЛАТА ИЛИ ПРЕДОПЛАТА?

В ходе выборов предприятие Донского называли градообразующим. Но мэр и магазин - понятия полярные. На фоне расцветающих "ромашек" и "фуд-маркетов" "Сезон" стремительно сдает позиции. По официальным данным, оборот розничной торговли в Архангельске в 2004 году составил 640 миллионов долларов. На "Сезон" из них приходится меньше 4 процента.

За комментариями мы обратились к людям, занятым в городе розничным бизнесом. Реакция была такой: "Семь миллионов долларов? (Усмешка). Нет, комментировать я ничего не буду". Еще бы! Как говорится, "нам здесь жить".

Между тем, щедрость "Пятерочки" должна иметь логическое объяснение. Например, "цена + предоплата". Ведь не зря гендиректор "Сезона" Светлана Татьянина заявила о готовности компании отдать вместе с действующими магазинами две площадки в Архангельске и Северодвинске для строительства супермаркетов площадью около 1500 квадратных метров. Полагаем, данный "бонус" - лишь верхушка айсберга, затаившегося в заманчивых водах административных возможностей.

Рычагов у мэра много. Особенно в сфере торговли, с которой он действительно знаком. Так, Александр Викторович объявил войну ларечникам. Зам. председателя архангельского Союза предпринимателей Сергей Антуфьев заметил: "Много киосков? А вы посчитали, сколько у нас торговых центров? Если мы хотим регламентировать выделение земли малому бизнесу, давайте регламентируем это и для крупных компаний. Дают места узкой группе латифундистов, а мы даже на ларьки несколько метров не можем получить".

Донскому эти доводы известны. Когда-то он "открыл киоск, другой, потом сеть киосков..." Остальное вы знаете. Теперь важно не продешевить.

Олег ГРИГОРАШ, фонд "Перспектива" www.arhperspectiva.ru


Похожие новости

Последние новости