Павел Балакшин: Чернила из волчьих ягод мне делала бабушка

0 0

 Павел Балакшин: Чернила из волчьих ягод мне делала бабушкаМы попросили вспомнить о своем первом Первом сентября известных в области людей. Интересно, как они видят себя изначальных, с букетами наперевес шагнувших к себе сегодняшним?

Павел Балакшин, экс-губернатор области, экс-мэр Архангельска, в настоящем профессор АГТУ:

- Той школы, в которую я пошел в первый класс, нет уже. Ей бы 135 лет исполнилось. Здание было старое, деревянное. Стояла она в деревне Песчанница Котласского района.

Пошел я в школу в 1944 году, восемь лет мне тогда было. Никаких портфелей в то время не существовало. Холщевая сумка, в ней букварь и газеты, на них тогда писали, больше не на чем было. Чернила мне делала бабушка из волчьих ягод. Настоящих-то не было. Кирзовые сапоги с загнутыми голенищами, косоворотка да шапка большая и разношенная, вот и весь парадный наряд.

Всех учителей помню. Учился неплохо, но отличником не был. Все мысли были о еде. Есть хотелось всегда. Лепешки из отрубей, мякины да картошки, еще жмых для коров - основная еда. Весной нарвешь дикого лука, и в Котлас, на рынок продавать. Да щучек в озере наловишь.

Помню, что из школы сразу домой не бежал. По пути была вся деревня, заходил старушкам помогать. Дрова, вода, что-то по хозяйству. Они мне когда доброе слово, когда что-нибудь поесть дадут. Одна бабушка подарила тончайшую фарфоровую чашку. Она долго у меня хранилась, потом потерялась в переездах.

Так что школу я с теплотой вспоминаю, но примешиваются к этому чувству воспоминания о голоде и войне.

Татьяна Спиричева, заместитель директора департамента образования Архангельской области:

- Свой первый школьный день помню. Шенкурская средняя школа, деревенская такая... Учительница Мария Александровна Распутина. Я даже прическу ее помню. Мария Александровна была добрая, но требовательная. Потом школы менялись, но эта была первая, а значит, главная.

Коричневое форменное платье, белый парадный фартук с крыльями, две косы с огромными бантами, астры и портфель. Что в портфеле, не помню, видимо, это было тогда неважно. В школу первого сентября повела мама, папа в море был. Помню чувство легкой тревоги от неизвестности и ощущение большого праздника. С тех пор первое сентября для меня всегда праздник, а астры - любимые цветы. Учиться любила, и училась хорошо.

А вот дочь свою в первый класс проводить не удалось. Я в РОНО уже тогда работала, поэтому пришлось быть совершенно в другом месте.

Эрнест Белокоровин, депутат облсобрания:

- Есть дни, которые помнятся всю жизнь. Первое сентября - именно такой день. Помню, накануне не спал всю ночь, очень волновался. Дело в том, что я отдыхал у дедушки, и он решил меня подготовить к школе. А поскольку был человеком военным, побрил меня налысо, оставив маленький чубчик. Я шел в школу с большим букетом астр, меня провожали нарядные папа и мама, а я все думал о своей лысой голове с этим невзрачным чубчиком. Боялся, что все будут смеяться. Но потом немного успокоился, когда на линейке увидел, что такие прически имеет половина моих одноклассников.

Пошли всем этим большим колхозом с линейки в школу, а затем в класс. Я видел, как папа и мама следили за мной, пытаясь не упустить меня из поля зрения в этой толпе. В классе мне не повезло - меня посадили с девочкой, которая мне не понравилась хотя бы тем, что была выше меня. Я снова вспомнил о чубчике, и снова он мне показался смешным и нелепым.

Переживаний было много, их я буду помнить всю жизнь. Первую мою учительницу звали Алевтина Петровна Неверова, определен я был в 1-г класс, а учился в Димитровской средней школе Ульяновской области (именно туда папа получил направление после окончания института). Учился я хорошо, в основном с удовольствием.

Юрий Сивков,член совета Федерации от Архангельской области:

- Я пошел в школу в Северодвинске, это была школа-интернат. Конечно, была общая линейка, на улице, с колокольчиком. Помню все очень отчетливо - как вошел в класс, как увидел будущих одноклассников. А вот какие цветы были в букете, ранец у меня был или портфель - нет, не могу вспомнить. Уж извините, это было очень давно, в 1961 году.

Но первое сентября отложилось в памяти как яркое, радостное и долгожданное событие! И имя первой учительницы помню до сих пор - Алевтина Григорьевна Воробьева.

Татьяна Дробешкина, депутат архангельского горсовета, начальник службы охраны окружающей среды СЦБК:

- Первое сентября для меня стало огромным событием. Я к нему целый месяц готовилась. Складывала в свой новенький коричневый портфель учебники, тетрадки, карандаши.

В школу я пошла в Азербайджане, в городе, который сейчас называют Гянджа. Края эти теплые, поэтому на мне была легкая белая кофточка, синяя юбка и большущий букет хризантем. Мама завязала красивый огромный бант и повела меня в школу. Папа был в командировке. Учительницу звали Валентина Ивановна, добрая была женщина. Очень хорошо это помню, хотя проучилась в Гяндже всего один год. Сменила за время учебы пять школ. Папина работа устраивала нам кочевую жизнь.

Ощущения первого школьного дня не совсем радужные, обстановка несколько угнетала. Дело в том, что была я маленькая, худенькая и бледная, а парты огромные, черные, потертые. И вообще все казалось огромным. Даже тот портфель, который я с таким удовольствием собирала, оказался таким тяжелым, что я его с трудом поднимала. Мне носил его соседский мальчишка, приятель по детским играм.

Дмитрий Юрков, председатель Архангельского городского Совета депутатов:

- Первое сентября я помню очень хорошо. Тем более что это событие совпало с другим - буквально накануне мы переехали из деревянного дома в панельный. Получился такой двойной праздник.

Я пошел в 34-ю школу, которая тогда была ведомственной, "железнодорожной". Так что коллектив первоклассников был уже сформировавшийся, друг друга хорошо знали не только дети, но и родители. До сих пор помню деревянные парты, с откидывающимися крышками, с выемками для чернильниц. Помню и свою первую учительницу - Надежду Леонидовну Ушакову. Но самое большое впечатление на меня тогда произвели старшеклассники - они казались по-настоящему взрослыми людьми, которые живут своей жизнью.

А вот когда впервые пришел в школу уже как учитель физики и информатики, особых впечатлений не было. Возможно, сказалось и то, что уже был в школе на практике. Единственное, что поразило, - устаревшие компьютеры, у которых элементарные операции занимали минуты.

Тем не менее, связи со сферой образования не теряю до сих пор. Мне предлагали в этом году преподавать в одном из вузов, но пришлось отказаться - времени не хватает. Но над диссертацией работаю. И 1-ое сентября для меня до сих пор как новый этап в жизни.

Владимир Онуфриев, руководитель Архангельского Государственного камерного оркестра:

- Это самое-самое-самое первое сентября?.. Хм.. Я помню, что меня бабушка вела в школу, помню свой костюм, желтый глянцевый ранец с учебниками. Бабушка отвела в школу, потому что мама, помню, была на работе. Перед тем как мы зашли в школу, а у бабушки был фотоаппарат, она сделала снимок. Вот именно он-то и отпечатался в памяти почему-то. Именно он! Ах, да! Сандалии помню, в которых пошел в школу, - новые, красного цвета. Потом идут уже другие воспоминания - первая учительница, замечательный человек. Школа находилась в городе Рыбинске. Была в таком полусельском районе, то есть на соседней улице кончались городские дома, и, соответственно, полкласса было именно оттуда - из пятиэтажек, а полкласса из деревенских домов. Все-таки фотография запомнилась мне больше всего. Что интересно, она была сделана около ворот детского садика, в который я ходил, он был метрах в ста от школы.

Дима Маликов, байкер, вице-президент мотоклуба "Fortress":

- Как и всем детям, мне хотелось надеть красивый ранец и подарить букет первой учительнице, Алевтине Михайловне. На следующий год радости и энтузиазма поубавилось... Класс не был особо дружным, хотя с некоторыми ребятами общаемся и до сих пор. Например, президент "Фортресса" - мой одноклассник Леха Акишин. Тогда о мотоциклах я даже не думал. Пределом мечтаний был максимум велосипед. Первое домашнее задание - нарисовать в прописи какие-то закорючки - не выполнил. Вот с этого-то все и началось...

С третьего класса и трояки пошли. Как обычно, по физкультуре, труду, истории - пятерки, а с математикой - труба... К директору пару раз вызывали. Как-то раз мы выдрали из классного журнала лист с оценками по географии, так меня в директорской шесть часов пытали! А в шестом классе нарисовал голую женщину и подкинул девчонкам. Девчонки показали учительнице. А рисовать-то я всегда умел! И директор потом мне часа четыре втолковывала, что этот рисунок - порнография и что людей за такое сажают.


Похожие новости

Последние новости