Руслан Дильмухаметов: Мы, подводники, - другие люди, не те, что в кино

0 0

 Руслан Дильмухаметов: Мы, подводники, - другие люди, не те, что в киноНедавно я своими глазами увидела эту лодку. Железный гремящий трап, покачиваясь, провожает нас на крейсер. Вслед за молодым моряком выходим на верхнюю палубу. Матрос рассказывает о вооружении, замечая, что это не для печати. Спускаемся внутрь по скользким лестницам в узких люках в центральный пункт управления, где находятся так называемые "глаза и уши" корабля. Вокруг, за бесконечным количеством экранов, сидят моряки.

Преодолеваем несколько отсеков, из люка в люк, неповоротливо и неловко. И оказываемся в салоне командира.

Командир АПКр "Дмитрий Донской", капитан 1-го ранга Аркадий Юрьевич Романов. Но в этот раз о буднях подводника со мной говорит Руслан Вакилевич Дильмухаметов, старший помощник командира ТКр - 208, капитан 3-го ранга.

- Руслан Вакилевич, чем занимаются подводники в будни? Когда нет войны и испытаний?

- Все вооруженные силы, военно-морской флот, в частности экипаж нашей подводной лодки, выполняют главную задачу: обеспечивают безопасность нашей Родины. Для этого мы всегда должны быть готовы к отпору. Все вооруженные силы существуют для того, чтобы когда-нибудь их использовать в войне. Не дай Бог, конечно... На нашем корабле, как и во всей остальной армии, ежедневно, в течение круглого года мы занимаемся боевой подготовкой. Первый принцип занятий: от простого к сложному. И другой принцип: совершенству нет границ.

- С чего начинается обычный день на подводной лодке?

- Каждый день на ВМФ начинается с поднятия военно-морского флага, в 8 утра по местному времени. В девять - по выходным и праздникам.

- Рацион питания у подводников особый?

- Да, конечно. Для вооруженных сил питание разрабатывается Российской академией медицинских наук. У подводников - так называемая 4-ая норма. Лучше кормят только летчиков, космонавтов и водолазов. Рацион должен быть калорийным, но в то же время легко усваиваться. Подводнику положено: 400 г мяса в день, много картофеля, овощей и фруктов, в основном, яблок. А вот много хлеба подводникам не положено. Чая нам дают мало, зато много компота. "Без компота нету флота" - слышали такое?

- Как развлекаются подводники?

- Шутят, рассказывают анекдоты, играют. Самая подводническая игра - это нарды. Не встречал такого увлечения нардами ни в какой другой среде, кроме как на подводной лодке.

- Нужна ли подводнику особая физическая подготовка?

- Спорт и подводная служба несовместимы. Физическая подготовка, конечно же, есть. Но хорошим спортсменам здесь нельзя оставаться. Из-за малоподвижного образа жизни, из-за того, что нельзя давать большие физические нагрузки. Эта служба не для спортсменов. Здесь основная нагрузка приходится на нервы.

- В художественных фильмах часто показывают, как подводники мчатся из отсека в отсек через люки...

- Здесь физическая подготовка не нужна. Главное, ловкость. И скорость не нужна. Чуть-чуть ошибешься - можешь что-нибудь сломать себе. Все железо и все настоящее. Когда молодые ребята приходят на подводную лодку, порой и головы себе разбивают.

- Где вы тренируетесь?

- На "Дмитрии Донском" есть спортзал. Только на кораблях нашего проекта есть спортзалы. Больше ни на одном заказе нет. Размером - чуть больше каюты командира. Вроде как "качалки" раньше в подвалах организовывали. Там только велотренажер и беговая дорожка.

- Случались ли на "Дмитрии Донском" аварийные ситуации?

- "Дмитрий Донской" - корабль счастливый. Крупных аварий не было. Знаете, как бывает: счастливый или несчастливый корабль, разобьется бутылка или не разобьется. У каждого корабля есть своя судьба, как и у человека. Кто-то до ста лет доживает, не болея, а кто-то под машину попадает молодым. Так и у кораблей: есть такие, у которых подряд три аварии, а есть суда, которые всю жизнь служат, и ничего не случается. "Скучная" служба такая.

- А как на "Дмитрии Донском" с уютом?

- На "Дмитрии Донском" четырехместная каюта, наверное, раза в полтора больше железнодорожного купе; есть секретер, стол, в некоторых каютах - умывальник. Матросы и офицеры живут, как правило, в четырехместных каютах. Есть еще на лодке и двухместные каюты. В них живут командиры боевых частей. А есть такие подводные лодки, где нет кают. Люди спят рядом с торпедными аппаратами и считают это нормальной подводной службой. А настоящие подводники (особенно, которые раньше служили) имели откидную штатную койку, которая была привязана к прочному корпусу. И это считалось нормой во все времена.

- Есть ли какие-нибудь ограничения в обстановке каюты?

- Подводник обычно доходит до каюты, падает в койку и тут же засыпает. И пробуждается только под сигнал тревоги. Это не прогулочный пароход, чтобы сидеть в каютах, это боевой корабль. Поэтому здесь основное время службы проходит на боевых постах и на командных пунктах. А в каюту человек приходит, чтобы упасть, поспать, а потом подпрыгнуть и бежать на боевой пост. Больше подводник в каюте ничего не делает. Поэтому в каютах у нас не стоят фотографии жены, детей. Меня на слезу пробивает, когда это в кино показывают. Мы другие люди совершенно.

- Что значит "другие люди"?

- Не те, которых показывают в кино. Подводник - это не человек, который о чем-то тоскует постоянно. Он всегда занят делом.

Календарик с красивой девушкой - это все, что может быть в каюте.

- Как попасть служить на подводную лодку?

- Прийти в военкомат. Или закончить военно-морское училище. К примеру, из моего выпуска, численностью 85 человек только 5 человек попали в подводники. Подводный флот - элита. И никто этого не скрывает. Заметно по всему: деньги платят другие, но и ответственность несоизмерима.

Руслан Вакилевич провожает нас до гремящего мостика. За небольшим ремонтным дебаркадером постепенно скрывается самая крупная и современная атомная подводная лодка. Теперь виден лишь "хвост". А в руках - обрамленная фотография, подарок командира атомного подводного крейсера "Дмитрий Донской".

Антонина ПОНОМАРЕВА.

ТАПКр (тяжелый атомный подводный крейсер) проекта 941 (типа "Акула") вооружен баллистическими ракетами большой дальности. Проект разрабатывался в ЦКБ морской техники "Рубин" под руководством генерального конструктора С.Н. Ковалева. Создание этих подводных крейсеров явилось своего рода ответной мерой на строительство в США атомных подводных ракетоносцев типа "Огайо", вооруженных 24-мя межконтинентальными баллистическими ракетами типа "Трайдент". На сегодняшний день из шести созданных в строю только три крейсера 941-го проекта: АПЛ "Архангельск", АПЛ "Северсталь" и АПКр "Дмитрий Донской". Последний из них - самый совершенный. Подводная лодка проекта 941 - самая большая в мире - занесена в Книгу рекордов Гиннеса. Крейсер "Дмитрий Донской" находится на ремонте на "Севмашпредприятии". Именно со стапелей "Севмаша" ТКр - 208 сошел в 1981 году. Двадцать пять лет он на вооружении ВМФ России. А имя "Дмитрий Донской" ТКр - 208 (заводской № 711) крейсер получил шесть лет назад. Экипаж "Дмитрия Донского" продолжает исполнять воинский долг и в период ремонта крейсера.


Похожие новости

Последние новости