"А я в Архангельск, домой хочу!"

0 0

 "А я в Архангельск, домой хочу!"Но сына Саджид видел только на фотографиях и видеороликах. Сыну Самиру уже восемь месяцев. Анну он не видел год и три месяца.

РОДИТЕЛИ АННЫ САДЖИДА ПОЛЮБИЛИ, КАК СЫНА

Семнадцатилетний Саджид Мохаммед приехал в Россию в середине 90-х. Поступил в Архангельскую государственную медицинскую академию на специальность "анестезиолог-реаниматолог". Во время летних каникул 97-го года он работал санитаром в операционном блоке областной больницы. Там же работала и Анна Иванова, которая, не поступив в АГМУ с первого раза, решила не терять даром год. И Саджид влюбился.

- Мне 17 лет было, и я от него бегала, как от огня. Ну, как же, мальчик-иностранец! Он три года за мной ходил, - улыбается Анна. - У меня было много сомнений, переживаний. Я думала: а что потом? Ведь он же отучится и уедет! А в 2000 году он сказал, что решил здесь остаться, и мы впервые вместе отметили Новый год. У нас начались серьезные отношения.

Родители Анны приняли и полюбили зятя, словно родного сына. У Саджида не было отца - тот давно погиб в автокатастрофе - и отец Анны его заменил. Все вместе отмечали праздники, ездили на дачу, в лес... В 2003 году они решили пожениться, но из-за сложностей с документами не смогли. И все же они решили родить ребенка. Две первых беременности Анны закончились выкидышами, и уже стоял вопрос, сможет ли она родить вообще. Забегая вперед, скажем, что все же 13 октября 2006 года на свет появился Самир (в переводе с арабского - "ночной собеседник"). Но для Анны и для всей семьи рождение сына стало настоящим испытанием.

Эта беременность тоже протекала тяжело, требовались дорогие лекарства. Саджид очень хотел найти работу. Он был готов трудиться в глубинке, в районных больницах на крайнем Севере, где угодно, но его студенческая виза заканчивалась, и работать он не мог.

В марте 2006 года Саджид нашел работу по специальности в клинике Саудовской Аравии и уехал туда, бросив аспирантуру, чтобы дать возможность родиться сыну. Самир родился, когда его отца в России не было. И Саджид стал собираться домой.

Анна сделала приглашение, консульство России в Саудовской Аравии легко оформило визу, и 29 декабря 2006 года Саджид приземлился в московском аэропорту "Домодедово". Он позвонил Анне, сообщил, что прилетел в Россию. Через несколько часов у него был рейс "Москва-Архангельск". В Архангельске вовсю готовились к встрече Нового года и ждали Саджида, но вскоре тот позвонил опять и дрожащим голосом сообщил, что его депортируют из страны. Все были в шоке, никто, включая Саджида, не понял, что произошло...

САДЖИДА ПОГРАНИЧНИКИ НАЗЫВАЛИ "ХАЧИКОМ" И УРОДОМ

В "Домодедово" Саджида задержали погранслужбы, проверили документы и, посчитав что они сомнительны, без всяких объяснений отправили его в комнату для депортируемых. Там не было ни еды, ни воды, ни даже света - лишь камера наблюдения и грязный туалет. Саджид вместе с другими людьми из бывших советских республик просидел там несколько часов. Пограничники все это время издевательски шутили над ним, называли "хачиком", шпионом и уродом. Вскоре сообщили, что въезд в Россию ему запрещен.

- С унижением и позором меня сопроводили на тот же самолет, на котором я прилетел, аннулировали мою визу и заявили, что я должен сказать "спасибо", что они не поставили запрет на въезд на пять лет. В состоянии шока я прилетел обратно. Меня встретила охрана местных служб безопасности и отправила мои документы на проверку по всем каналам. Через час мне с большим удивлением сообщили, что ко мне нет претензий ни со стороны России, ни какой-либо другой страны, - вспоминает Мохаммед.

Сразу после Нового года, 10 января, Саджид обратился в консульство России в Саудовской Аравии, и его сотрудники подтвердили, что оснований для отказа во въезде не было. Посол сказал, что все случившееся можно считать недоразумением, посоветовал делать второе приглашение и оформлять визу. Однако приглашение оформлено было, а вот визу Мохаммеду почему-то не дали. И опять никто не объяснил - почему. Лишь Анне в Архангельск позвонил вице-консул и сказал, что Саджиду визу невозможно выдать по техническим причинам и что необходимо внести коррективы.

Анна спросила в местном ОВиРе (Отделе виз и регистраций), что все это значит, куда и какие коррективы следует внести, но там объяснить ничего не смогли - сами не понимали, в чем дело. Тогда она обратилась в представительство МИД в Архангельске и попросила объяснить ситуацию. Там тоже не смогли ничего объяснить, кроме того, что в спущенном из Москвы списке лиц, которым запрещен въезд в Россию, присутствует некий Мохаммед Абдул Саджид. Имя же гражданского мужа Анны звучит несколько иначе - Мохаммед Абул Саджид. Понять, кто есть кто в этом ломающем человеческие судьбы списке, непросто - ни данных паспорта, ни каких-либо других, устанавливающих личность человека данных, там не указано...

- Может быть, его не пускают в страну из-за того, что он пытался устроиться врачом на "Звездочку"? - предполагает Анна.

Саджид действительно несколько раз говорил с руководством "Звездочки" о работе. Что логично, ведь это предприятие ремонтирует индийские подводные лодки. Врач-переводчик со знанием нескольких языков там бы не помешал, и, как утверждает Саджид, разговор о возможности устройства на работу был. Единственная проблема - для того, чтобы устроить на работу иностранца, нужно множество всяческих бумаг и разрешений. И пока шла эта тягомотина с документами, время действия визы Мохаммеда стало заканчиваться.

АННА - НЕ ЖЕНА, САМИР - НЕ СЫН

Возможно, будь Анна Саджиду законной женой, это повлияло бы на нынешнее положение вещей. Ведь сейчас юридически получается, что она ему никем не является. Именно поэтому Анна не может въехать в Саудовскую Аравию, чтобы стать женой Мохаммеда на ее территории - одиноких женщин без сопровождения туда вряд ли пустят. Не вариант так- же, если Саджид попросит разрешения въехать в Россию с целью заключения брака. Слишком часто иностранцы заключают фиктивные браки с русскими, чтобы обосноваться на территории нашей страны. Сынишка Самир - не аргумент в обоих случаях. Ведь по документам он Саджиду посторонний человек. И фамилия у малыша мамина - Иванов.

Попытка юридически признать Саджида отцом Самира провалилась. При процедуре установления отцовства требуется личное присутствие того, кто согласен признать себя отцом ребенка.

Заключить брак многострадальная пара хотела даже в Турции. Саджид бы приехал туда из Саудовской Аравии, а Анна с сыном - из России. Однако в тамошнем российском посольстве им отказали. На основании того, что ни он, ни она турками не являются.

- Планируем ехать в Индию, а там можно будет говорить и о браке. Не хотелось бы, конечно, ведь Самир маленький, а туда такие долгие перелеты, и климат там другой.

И главное - Анна и Саджид хотят жить в России! У Анны эмоций уже нет, слезы выплаканы.

- Сначала я хотела поставить палатку на Красной площади, выйти к Кремлю с транспарантами, чтобы обратили на нас внимание, - продолжает она. - Чтобы весь мир узнал! Такое ощущение, что мы оказались в прошлом, лет на 30-40 назад. Опасаюсь, что нас с Самиром из России к Саджиду не выпустят... Ведь самое обидное, что нам нигде не объясняют причин! Даже преступники имеют право узнать, по какой статье их осудили.

Недавно Анна отправила письмо в министерство иностранных дел, в Москву, где подробно изложила ситуацию. Она и Саджид надеются получить от государства хоть какой-нибудь официальный ответ.

РУССКАЯ БАНЯ САДЖИДУ ТОЛЬКО СНИТСЯ

Саджид звонит своей Анне по несколько раз в день. Сколько денег угрохано на неиспользованные авиабилеты и телефонные переговоры, никто уже и не подсчитает. Там, в Саудовской Аравии, вдали от семьи, Саджида спасает только работа. По вечерам он читает в интернете архангельские новости и по телефону сообщает их Анне, у которой нет времени читать газеты и смотреть телевизор - она заботится о сыне. В ее квартире, в шкафу, висит выглаженный костюм Саджида, в котором он собирался жениться на Анне. Отдельными стопами сложены его книги по медицине, которые он не разрешает никому отдавать: "Приеду домой, буду читать!" В фотоальбомах много его фотографий: Саджид сплавляется на байдарках, Саджид как модель участвует в показе Николая Терюхина, Саджид в роли Пушкина на фестивале в Ростове, Саджид с Анной, Саджид с друзьями и на даче.

Кстати, Саджид очень любит русскую баню, и с тоской вспоминает, как он вместе с отцом Анны, который стал и ему отцом, любил прыгать из парилки прямиком в снег. Он каждый день повторяет жене: "Очень хочу домой, в Архангельск..."

Марья ЛОГИНОВА.


Похожие новости

Последние новости