"Пакет Донского" депутаты встретили скептично

0 0

 "Пакет Донского" депутаты встретили скептичноШироко разрекламированный пакет целевых программ, который, по мнению мэрии Архангельска, способен создать "город, комфортный для проживания", наконец-то дописан, упакован, подписан мэром и передан в горсовет - для "конструктивного обсуждения" и ожидаемого утверждения. Первый, беглый взгляд на перечень названий, включенных в этот набор программ, заставляет застыть - неужели дождались реальной работы?

АНЕКДОТ ПО ФРЕЙДУ

Спору нет, обозначенные в этих программах проблемы действительно волнуют горожан. Кому из нас нравится жить под протекающими кровлями, ходить по обшарпанным подъездам или раскуроченным домам? Соцопросы последних лет только подтверждают серьезность этих вопросов - состояние ЖКХ было и остается самой болезненной темой в городском хозяйстве.

Вот только практически все, что входит в пресловутый "пакет Донского", относится к прямым функциям муниципалитета. То есть городские власти без всяких красивых слов и наскоро прописанных программ должны заниматься благоустройством внутриквартальных и придомовых территорий, вести озеленение, ремонтировать подъезды, кровли и фундаменты, школы и больницы и так далее - круг вопросов подробно прописан в соответствующем федеральном законе, выдумывать что-то новое вовсе не требуется.

Да и сами программы, если в них вчитаться, начинают напоминать дурной анекдот. Вполне возможно, что и сами чиновники это понимают, на подсознательном уровне - отсюда и странноватые оговорки. Почти по Фрейду. Скажем, вице-мэр Анатолий Назаров, представляя программу по ветхому жилью, заявляет, что ее реализация позволит людям еще 25-30 лет прожить в этих домах. Спасибо, конечно, но, может, все-таки создать условия для переселения людей в нормальное, благоустроенное жилье, а не пролонгировать сомнительное удовольствие?

Оригинален и "главный по ЖКХ" Виктор Чурносов: рассуждая о развитии банного хозяйства, он предлагает развивать сопутствующие услуги. Причем, чуть ли не в душевых кабинках. Понятно, что это просто неудачный оборот речи - спичрайтеры явно торопились, вот и "накосячили".

Впрочем, хватает и откровенных благоглупостей. Например, бороться с очередями в регистратурах поликлиник чиновники намерены с помощью световых табло. По мнению разработчиков, это сократит очереди и поднимет настроение посетителей. Конечно, намного веселее сидеть, когда твой номерок не на ладони записан или на бумажке, а высвечивается на красивой панели. Вот только почему-то вызывает сомнения, что подобная новация сократит время ожидания.

ВПЕРЕД И С ПЕСНЕЙ!

Не исключено, что все эти ляпы - не более чем последствия страшной спешки, в которой эти программы готовились. Конечно, при желании их можно исправить. Но дело-то не в мелких ошибках, а в самом подходе. Как в старом анекдоте - "это, батенька, всю систему менять надо!"

Вполне возможно, что Александр Донской просто не справляется с управлением своими чиновниками - работают плохо, шельмы. И приданием обычным функциям муниципалитета статуса "целевых программ" пытается повысить ответственность подчиненных. Но, исходя из этой логики, рыбаки могли бы разработать национальный проект по ловле рыбы, а дворники - выдумать стратегию уборки переулков.

Уже имеющаяся практика показывает, что с реализацией целевых программ мэрия справляется не совсем успешно. В прошлом году, скажем, городские чиновники откровенно завалили копеечную программу строительства детских спортивных площадок. Не все ладно и с освоением средств по программе развития областного центра - скандал следует за скандалом.

Так стоило ли вообще городить очередной огород и выдавать огромную кучу бумаг? Целевая программа, вообще-то, это комплексный управленческий документ. Опытные управленцы применяют его исключительно в определенных секторах, там, где нет прямой зоны ответственности. Проще говоря, целевыми программами прикрывают межо-траслевые стыки, чтобы избежать ситуации, когда "у семи нянек дитя без глаза". Но сугубо отраслевой целевой программы быть не может по определению.

Скажем, для компьютеризации школ достаточно детально проработанного плана, в котором надо расписать деньги на покупку компьютеров, на приобретение программного обеспечения и ремонт школьных кабинетов. А в соседней графе - ответственного. И все. Дальше - вперед и с песней. Деньги берем из сметы департамента образования.

А вот с целевой программой все намного интереснее. Мало того, что она, строго говоря, не предусматривает персонально ответственного. Как говорят наши эксперты, практически в каждой из программ "пакета Донского" предусмотрена лазейка, позволяющая отложить ее выполнение.

Так, почти везде четвертым разделом или главой идет "ресурсное обеспечение программы". О чем речь? А о том, что "объемы финансирования прогнозные и подлежат ежегодному уточнению при формировании бюджета, исходя из его возможностей". То есть не будет бюджета - не будет и финансирования программы. Формально - она жива, реально - не выполняется.

Именно эта, извините, родовая травма и заставляет предположить, что заявленная цель создания этого блока программ не совпадает с реальной.

А ДЕНЬГИ ГДЕ?

Само отсутствие в программах четко прописанных источников финансирования заставляет усомниться в шансах на их практическую реализацию. Общая сумма заявленных программ, между прочим, пять с лишним миллиардов. Город способен самостоятельно зарабатывать менее половины этой суммы. Где взять остальное?

Распродать то, что осталось в копилке муниципального имущества? Распределять земельные участки, наконец-то, с аукционов, а не по конкурсам? Но ведь это ресурс конечный, рано или поздно он будет исчерпан до дна...

Представленные мэрией программы - отнюдь не стратегия развития, а элементарное латание дыр, рутинная текучка. Чего действительно не хватает Архангельску - так это стратегии экономического развития. За два последних года из недр мэрии не вышло ни одной инициативы по наполнению бюджета города именно за счет роста налогооблагаемой базы, увеличению рабочих мест, развитию сферы услуг или производства. Да, имущество распродается, повышаются ставки арендной платы. Но вряд ли это способствует созданию новых предприятий хотя бы в сегменте малого бизнеса.

Депутатам горсовета, за которыми остается последнее слово, придется задуматься - а надо ли делить с мэрией ответственность, принимая подобные программы. Исходя хотя бы из соображений финансовой безопасности города - загнать в банкротство муниципальное образование не так сложно, как вытащить из долговой ямы.

С другой стороны, отказавшись от принятия программ, они практически тут же будут зачислены в списки "врагов народа". Как же! Мэр так хотел облагородить родной город, а "злыдни-депутаты" уперлись...

Впрочем, как полагает наш источник в депутатском корпусе, голым популизмом народные избранники сейчас не страдают. "Мы чувствуем ответственность за свой город, за принимаемые решения. И это не позволит нам принимать непродуманные решения, лишь бы сохранить собственное реноме", - считает он.

Судя по всему, в депутатском корпусе к "пакету Донского" отнеслись довольно скептически - это довольно наглядно продемонстрировали предварительные обсуждения в рамках профильных комиссий. И вряд ли голосование по этим программам в рамках сессии пройдет легко и быстро.

Андрей МУРАШОВ.


Похожие новости

Последние новости