Татьяна Гвоздева, главный балетмейстер Северного хора: "Мне страшно думать о завтрашнем дне... исконного северного танца"

0 0

 Татьяна Гвоздева, главный балетмейстер Северного хора: "Мне страшно думать о завтрашнем дне... исконного северного танца"Но он удержался на таланте и энтузиазме Нины Мешко и коллектива, казалось бы, в полной безнадеге, безденежье и безразличии. А в последнее время хор даже на некотором подъеме. Хотя стоит до сих пор на краю, впрочем, как и вся наша культура. Причина одна - нет средств. Даже на самое уникальное, даже на то, что может погибнуть безвоз-вратно.

Посмотрев концерт Северного хора, мы говорим в маленькой холодной комнатке с Татьяной Гвоздевой, доцентом кафедры народного танца Академии хореографии МГУКИ, главным балетмейстером Государственного академического Северного русского народного хора. Она с 70-х годов прошлого века с нашим коллективом. Специально приезжает из Москвы с ним работать. И танцевальная группа - ее гордость и боль.

Гордость, потому что именно тут, в нашем хоре, сохраняется еще подлинно русская танцевальная культура. На хорошем уровне и во всех традициях. Так уже не танцуют нигде. Эти танцы забыты самим народом. А здесь их сохранили, закрепив талантом профессионалов. Уже почти повсеместно а-ля рус. А у нас - всё живое, настоящее, как прежде. И в каком исполнении... ну просто душа замирает, как идут, что выделывают. Вот он ответ тем, кто утверждает, что Север не темпераментный!

Как говорил Иван Меркулов, один из любимых учеников великого Игоря Моисеева, отдавший много лет Северному хору, "на Русском Севере, когда-то заселенном первопроходцами из новгородских и московских земель, сохранившем свои национальные традиции и ремесла, искусство пения и танца, не было крепостного права, завоевателей: ни шведов, ни поляков, ни Золотой орды, ни немцев в Великую Отечественную! Русский Север - это чистый родник. И пока есть Северный хор, исполнители и сохраняется репертуар, его надо зафиксировать, записать и изучать всем студентам хореографических отделений училищ и институтов".

А боль у Татьяны Николаевны оттого, что скоро некому будет передавать уникальный опыт и традиции.

ТАНЕЦ - ИСКУССТВО ТРАВМООПАСНОЕ

Танцевальная группа хора с годами всё меньше. Прежде было 12 пар, сейчас номинально восемь, а на самом деле семь. У одного из танцоров травма спины, и он на больничном. Вообще танец - искусство травмоопасное. Почти как спорт. Подводят в основном спины и ноги. Без травм нет ни одного танцора. А у многих их по несколько и с осложнениями. Темповые танцы - это нагрузки и сложные па, кости, мышцы и связки не выдерживают. Да и возраст здесь имеет значение. В 40 лет уже всё не так легко, как в 20. Хотя бывают исключения. Ведь всё индивидуально. Уланова из балета в 56 ушла, Плисецкой 80, а она всё еще танцует. Но это - счастливые исключения. Потому из-за особой вредности и годовая рабочая норма у танцоров жесткая. Оттанцевал 20 лет и можно на пенсию.

Так вот, Татьяна Гвоздева боится думать о завтрашнем дне. Потому что состав танцевальной группы в среднем уже по-танцевальному не так уж и молод. Они уйдут, а кто на смену, кому передавать традиции вековые, которые вложены вот в этих 16 очень хороших артистов?! Училищ в ближайшей видимости нет. А издалека не идет к нам талантливая молодежь, и заманить ее нечем. Работа вредная и изнурительная. Зарплата так низка, что говорить о ней неудобно. Квартир у хора нет. Да, наш хор - это слава, это бренд мирового уровня. Но всё это в тарелку не положишь и на себя не наденешь.

Так проза жизни побеждает искусство. Но только у нас. К примеру, Кубанский хор ничего подобного не испытывает. В Краснодарском крае им не только гордятся, его власть бережет, им всё дано для развития. У них свой транспорт, своя база, студия собственная, школа и зар-платы и так далее. Всё зависит от местного руководства, от его поддержки, общей культуры и понимания. У нас пока ничего подобного.

А ведь такому сложному организму, как хор, врач свой просто необходим. Тут же и хрупкие голосовые инструменты, и танцоры со своими травмами. Надо следить, вовремя профилактику проводить, лечение. Ведь сейчас даже обезболить в случае чего некому. Ни дома, ни на гастролях. Да и массажист в таком деле не лишний. И транспорт бы помог. Причем всей области. Ведь многие люди в глубинке и не видали нашего хора никогда. Гастроли - дело не дешевое. А собственные спец.автобусы - это шаг навстречу народу. Что касается кузницы кадров, то необходимы детские студии при самом хоре, чтобы смену внутри растить. Но на это тоже нужны деньги. И с новой властью пришли новые надежды.

Елена ДОИЛЬНИЦЫНА


Похожие новости

Последние новости