Владимир Мигунов: Дети должны учиться в комфортных условиях

0 0

 Владимир Мигунов: Дети должны учиться в комфортных условияхС другой стороны, нацпроекты - это бюджетные, а значит, наши с вами деньги. И нам не может быть неинтересно, приносят ли они нам пользу. Вот, например, нацпроект "Образование". Через два года мой сын пойдет в школу - какой будет эта школа, пропущенная сквозь несколько лет реформ? Станет ли она не только учить, но и любить моего сына? Сохранит ли его здоровым?

В среду на заседании регионального совета по реализации приоритетных национальных проектов обсуждали итоги 2007 года. А перед заседанием мы встретились с директором областного департамента образования и науки Владимиром Мигуновым.

ЕСТЬ СТИМУЛ ЗАНИМАТЬСЯ НЕ ПРОСТО "УРОКОДАВАНИЕМ"

- Владимир Михайлович, нацпроект "Образование" реализуется уже два года, то есть уже можно говорить о каких-то результатах. Знаю, что в Архангельском областном институте переподготовки и повышения квалификации работников образования организовали отдельную структуру, которая мониторит эффективность нацпроекта в нашей области.

- Я бы сказал так. По тем показателям, которые уже проанализированы, видно: позитивные изменения в сфере образования происходят. У педагогических коллективов появился стимул не просто заниматься "урокодаванием", а двигаться в учебном процессе вперед. Из состояния "функционирования" системы образования мы потихонечку, небольшими шажками, движемся в направлении ее развития. Но утверждать, что изменения происходят только благодаря нацпроекту, я бы не стал, потому что в регионе в целом улучшилась экономическая ситуация. Мы строим достаточное количество образовательных объектов, мы не задерживаем заработную плату, реализуем семь социально-экономических программ в области образования и так далее. Если оценивать затраты федерального и областного бюджетов на образование, то картина получается следующая: доходы, которые мы получили из федерального бюджета в рамках нацпроекта, составляют порядка трех процентов всех наших расходов на образование.

Возвращаясь к вопросу: мы ситуацию отслеживаем и анализируем. Но не во всех, скажем так, компонентах она позитивна.

- Например?

- К великому сожалению, пока не удается коренным образом переломить проблему детской преступности. А ведь дополнительное вознаграждение за классное руководство - это, по сути, вознаграждение за воспитательную работу, которая подразумевает, что дети во второй половине дня, после школы, заняты каким-то полезным делом, что классный руководитель контролирует, посещает ли ребенок школу, оказывает педагогическую помощь семье...

- К слову о воспитании. Подростки ведь очень обрадовались, когда в школах в рамках нацпроекта появился Интернет, и стали использовать его в целях, мягко скажем, не предусмотренных образовательным стандартом.

- В базовом программном продукте, который мы сейчас получаем для школ, есть сетевые фильтры. Они позволят нам организовать работу так, что дети будут выходить только на учебные сайты. Я с удовлетворением говорю, что в течение 2006/07 года мы подключили к Интернету практически все школы Архангельской области, а сейчас нас просят еще и увеличить скорость доступа к информационным ресурсам. Но это работа следующего этапа. Уже не нацпроекта, а программы "Развитие образования в Архангельской области" на период 2009-2012 годов.

НЕГОДНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ВЕРНУЛИ ПОСТАВЩИКУ

- В декабре в нескольких школах Коряжмы прокуратура изъяла компьютеры с нелицензионным программным оборудованием. Об этом много писали в прессе, и мы в том числе. Проблема осталась?

- Проблемы с использованием нелицензионного программного продукта возникли в 2007 году. Действительно, был инцидент в городе Коряжме, когда там началось изъятие компьютеров, на которых стояло нелицензионное программное оборудование и которые использовать в учебном процессе было нельзя. До конца марта 2008 года мы получим базовый стандартный программный продукт для пятисот образовательных учреждений. Он придет к нам на бесплатной основе, за счет средств федерального бюджета.

Мы разослали информационное письмо муниципальным органам управления образованием, чтобы они изъяли из учебного процесса нелицензионное оборудование. Думаю, в ближайшие два года эта проблема сойдет на нет.

- А что касается поставок кабинетов химии, физики и так далее? К ним ведь тоже были претензии?

-Здесь ситуация складывается следующим образом: и в 2006 году, и в 2007-м у нас шла дискуссия, каким образом осуществлять поставки. Было два пути: первый - отдать деньги субъектам Федерации, и субъекты самостоятельно проведут конкурсные процедуры и отберут оборудование, которое им необходимо для учебного процесса. Но пошли по второму пути - когда все конкурсные процедуры проводит Рособразование, эта же структура заключает контракт, в котором оговорены технические параметры, условия доставки до потребителя и так далее. И мы в данном случае являемся только получателем.

Абсолютно справедливы были нарекания педагогов: оборудование устаревшее и некачественное, отсутствуют бирки. В прошлом году особенно много претензий предъявляли к кабинетам химии. Мы были вынуждены собрать всё негодное оборудование из школ области, и фирма-поставщик его заменила. Я знаю, что сейчас только одна архангельская школа недовольна кабинетом химии. И эту проблему мы решим.

- Сертификация школьных автобусов...

- Да, это была еще одна проблема. Есть автобусы вместимостью до 22 посадочных мест - это ПАЗ и КАЗ. Они сертифицированы, у них есть ограничитель скорости, каждое место оборудовано ремнями безопасности, есть специальные полки для хранения ранцев и так далее. И есть автомобили до 11 посадочных мест (в основном, к нам приходили автомобили УАЗ), которые не соответ-ствуют ГОСТу. У нас возникли трудности, когда органы ГИБДД отказались выдавать лицензии на право перевозки детей в школу и обратно. Более четырехсот таких автомобилей на территории России поставила фирма "Взлет". Сейчас принято решение изъять эту технику из школ районов и собрать в Архангельске. Фирма их заберет, а взамен поставит автомобили, которые будут отвечать сертификации. Это произойдет в течение первого полугодия 2008 года.

Буквально на днях я был на совещании при министре образования Андрее Фурсенко. Выступал Александр Рождественский, заместитель руководителя Рособразования, который как раз отвечает за поставки учебного оборудования, автобусов, - он рассказал, что автомобильные заводы сейчас спешно проходят сертификацию своей продукции. Уже в этом году она будет соответствовать ГОСТам.

СТОЛОВАЯ, ТУАЛЕТ И ОТОПЛЕНИЕ БУДУТ ПРОПИСАНЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СТАНДАРТЕ

- Владимир Михайлович, мы сейчас говорили о, скажем так, материальных благах нацпроекта "Образование". А есть изменения другого качества? Стала, например, профессия учителя престижнее?

- Анализируя ситуацию, мы пока отмечаем, что у нас больше половины педагогов - это люди в возрасте пятьдесят и более лет. И есть доля совсем молодых педагогов, которая составляет процентов двадцать-двадцать пять. Но всегда показательно "среднее звено" - это достаточно молодые, творческие, но уже опытные люди. Вот эта часть педагогов в процентном соотношении пока, к великому сожалению, слишком мала.

Если говорить о престижности профессии учителя... В крупных городах у нас свободных вакансий практически нет, и кадрового голода мы, можно сказать, не испытываем. В сельских школах, в крупных районных центрах, ситуация с педагогическими кадрами, я считаю, тоже нормальная. Есть проблема с малокомплектными сельскими школами. Как правило, не хватает учителей информатики, физики, математики, иностранных языков. Появились проблемы с учителями труда и физкультуры.

Но если мы с вами сейчас придем в педагогический колледж или ПГУ и проведем социологический опрос, стала ли профессия учителя престижной, я очень и очень затрудняюсь прогнозировать его результаты... Сложный вопрос. Когда на него отвечают утвердительно, здесь есть определенная доля лукавства. Вот когда у нас для устройства на работу в школу будет такой же конкурс, как на госслужбу - у меня, например, на одну вакансию 12-13 человек приходят - я скажу, что да, эта профессия стала престижна.

С другой стороны, сейчас я бываю в Ненецком автономном округе, где мы с первого января 2008 года исполняем полномочия в области образования. И вижу там, что учителя стали дорожить своим рабочим местом. Это не потому, что некуда идти - учитель иностранного языка, например, может устроиться в сфере нефтедобычи переводчиком, работать вахтовым методом и зарабатывать гораздо больше. В нашей области сейчас похожая ситуация - педагоги на самом деле ценят свое рабочее место.

- Наверное, меняется и сам нацпроект?

- В 2007 году основным дополнением к национальному проекту стало участие начального и среднего профессионального образования в конкурсе инновационных образовательных учреждений. Мирнинский промышленный техникум вошел в число победителей, получил федеральную поддержку в размере 25 миллионов рублей на реализацию той программы, которую он заявил. Плюс он получил финансирование из областного бюджета - 20 миллионов рублей и из внебюджетных источников - порядка пяти миллионов рублей. В прошлом году мы начали реализовывать три направления, которые связаны с демографической политикой: это компенсация части родительской платы за ребенка, посещающего детский сад; единовременная выплата по устройству в семью ребенка-сироты; и третье - мы получили федеральную поддержку на выплату повышенного опекунского пособия и повышенной заработной платы приемным родителям. В остальном нацпроект развивался так же, как и в 2006 году.

- В мае, на семинаре для пресс-секретарей и журналистов ректор Российской Академии переподготовки и повышения квалификации работников образования Эдуард Никитин сказал, что постепенно нацпроект будут перекладывать на плечи областных бюджетов. Есть такая тенденция?

- С 2008 года мы начали оплачивать часть трафика за использование широкополосного доступа к Интернету. То есть федеральная поддержка в этом плане постепенно сокращается. Как я полагаю, с 2009 года прекратится финансирование конкурса лучших школ. Но в этом году пока все будет, как прежде.

- А сколько еще продлится нацпроект? И что будет, когда он окончится?

- Думаю, ставить вопрос таким образом некорректно. Вообще, нацпроект должен был дать толчок. Он его дал. Благодаря этому власти всех уровней обратили внимание на систему образования.

Сегодня мы стоим на пороге принятия новых государственных образовательных стандартов. Правительство РФ уже приняло новый нормативно-правовой акт о том, какая концепция должна быть заложена в этих стандартах. А в них теперь закладывается не только содержание образования, но и условия обучения ребят. Задача поставлена так: к 2010 году семьдесят процентов детей, посещающих школы, должны учиться в комфортных условиях, отвечающих требованиям XXI века. Это достаточно серьезная задача, учитывая, что у нас немало школ, где еще сохранились, простите, туалеты прямого падения. Требования к столовой, пищеблокам, туалетам, освещенности, отоплению - все это теперь будет прописано в новом государственном образовательном стандарте. Поэтому я думаю, что тот стимул, который дал национальный проект, поможет нам в реализации муниципальных и областных социально-экономических программ, мы получим дополнительное финансирование в рамках инвестиционной программы. Простой пример. В 2005 году из областного бюджета мы получили на строительство чуть более 50 миллионов рублей. В 2008 году мы получим уже более трехсот миллионов и будем строить 24 объекта образования...

Спрашивала Светлана ГАВРИЛОВА


Похожие новости

Последние новости