Главная > Северный Комсомолец > Уходящее обаяние Соломбалы

Уходящее обаяние Соломбалы


26/01/07, 00:00. Разместил: admin
Ученица Бориса Копылова и уже многие годы его жена, друг и соратница, Елена, конечно же, восприняла культуру, мировоззрение и творческие принципы мастера. Вместе с тем она идет своим путем. Ее работам присуща тонкая лирика, негромкая исповедальность (о сокровенном не кричат), она способна и в простом пейзажном мотиве увидеть черты общечеловеческой значимости.

На выставке, развернутой в Архангельской библиотеке имени Н. А. Добролюбова, Копылова показывает около пятидесяти миниатюр, запечатлевших "уходящее обаяние Соломбалы". В своем повествовании художница предельно искренна, и мы ощущаем, как чиста ее душа, наполненная любовью. В закатной красоте старой Соломбалы она сумела передать духовную мудрость предшествующих поколений.

- Мне хотелось, - говорит Елена, - сохранить в памяти стиль, уклад жизни, особенности архитектуры родной мне слободы. Однако натура выглядит сегодня очень грустно, поэтому я наполнила ее светлыми воспоминаниями о той Соломбале, какой она была в полнокровном состоянии. Теплый дух ее хотелось передать.

В миниатюрах Соломбала представлена во все времена года: осенью выглядит сумрачной, даже суровой, а весна для нее - как справедливое освобождение из плена долгой зимы. Прозрачны даже тени, излучающие свет. Елену особо привлекают старинные дома, продубленные ветрами до темно-бурого цвета: "Будто их однажды промочили, а высушить забыли..." Но художнице пришлось освобождать избранную для письма натуру от окружающей хаотичности застроек: "В Соломбале столько всего лишнего, что выгребать надо огромной лопатой". В результате ее небольшие по формату произведения обрели пространство, наполнились воздухом, светом.

Автор не дает названий миниатюрам, а предоставляет нам самим воспринять и осмыслить запечатленный образ, его атмосферу.

Вот очень старый дом - еще угадывается в нем былая основательность, но время и бесхозяйственность людей обрекли его на умирание. Перед ним изгородь с калиткой - дряхлость уже склонила их к земле. Свет так падает на окна дома, что он становится похожим на человека, который, сдерживая слезы, скорбно отводит взгляд в сторону. Одинокая, заброшенная старость. Испытываешь щемящую тоску...

Осознаю, что всю суть и притягательность миниатюр Елены Копыловой не передать простыми описательными средствами. Как, например, показать гладкую поверхность воды и стоящий возле нее дом, когда яркое солнце освятило их. И воздух, и вода, и дом преобразились в этой золотой подсветке. Все едино... Прекрасная работа - по колориту, игре света и цвета, по открытой, зовущей к себе доброте.

На мой взгляд, Елена успешно работает в стиле плоскостных построений. Вот первый снежок пал на землю. Он еще робкий, начал быстро таять, но зацепился за края почерневших крыш, стен, наличников окон...Силуэты старинных зданий обрели четкие очертания... Есть что-то древнее, мощное в этой суровой красоте осенней Соломбалы.

С особой любовью Елена пишет свое родовое гнездо. Большой, высокий дом ее девяностолетней бабушки Надежды Георгиевны Пустошной поражает изысками архитектуры, он стар и уже дал крен на один бок. Художница посвящает ему несколько этюдов. Вот пушистый снег покрыл внутренний дворик, заботливо укутал и дом. На белом фоне зимы - чуть сгорбившаяся фигура пожилой женщины, ее красная куртка - словно цветок на снегу.

- Мне давно хотелось бы написать портрет своей бабушки, но боюсь, что не смогу передать незаурядность ее натуры. Надежда Григорьевна артистична, она до сих пор поет под гитару, она трогательно обожает кошек...

И все-таки Елене удалось раскрыть внутренний мир этой женщины. Он дан через интерьер бабушкиной комнаты. Художница выбрала минимум предметов, композиционно так организовала их, что понимаешь: в этом мире тесно сплетены прошлое и настоящее. Утонченные формы венского стула, прислоненная к нему гитара, ухоженная кошечка, оконные шторы, светло-зеленой причудливой волной стекающие вниз, пожелтевшая от времени фотография на стене... И все вместе - образ старости, но не сломленный, не опустошенный, а сохранивший интерес к жизни. Думаю, на выставке это лучшая, самая светлая и добрая работа Елены Копыловой. Надо действительно очень любить человека, чтобы так проникновенно поведать о нем.

Нина ОРЛОВА.

От редакции:

Нину Федоровну Орлову владыка Тихон наградил медалью Русской православной церкви святого преподобного Сергия Радонежского. От души поздравляем.



Вернуться назад