Главная > Северный Комсомолец > Когда деньги пойдут за учеником, малокомплектные школы могут потеряться по дороге

Когда деньги пойдут за учеником, малокомплектные школы могут потеряться по дороге


20/10/06, 00:00. Разместил: admin
Чтобы разобраться, что кроется за красивыми словами о "прозрачном и объективном способе распределения финансовых ресурсов", и были проведены парламентские слушания. Как и ожидалось, не обошлось без заявления чиновников о возможности модернизации сети образовательных учреждений. Проще говоря, одним из результатов нововведения может стать закрытие малокомплектных школ. Это один из главных аргументов "против". Аргумент "за" - финансирование системы образования при новой методике увеличится почти на 300 миллионов рублей.

Понятно, что с самой системой финансирования школ надо что-то делать. Ситуация складывается почти парадоксальная. С одной стороны, уменьшается количество учащихся - как следствие демографической ситуации. Если еще в 2000 году на одного педагога приходилось 13 учеников, то в 2006-ом - уже 10. При этом общее число работников образования также выросло - почти на две тысячи человек. Это официальные данные областного департамента образования.

Соответственно, растут и расходы - за последние годы содержание бюджетной статьи "образование" увеличилось с 4,9 до 7,9 миллиардов рублей. Вот только этот рост вызван преимущественно индексацией окладов работников образования и практически не влияет на рост качества образования. Ведь в общем объеме расходов на образование доля заработной платы превышает 68 процентов. То есть, на содержание школ остаются слезы. Что уж говорить о модернизации учебного процесса.

Даже в относительно благополучном Архангельске директора школ плачутся. Так, по словам Олега Коноплева, директора 10-ой средней школы, в этом году город смог выделить на учебные расходы только шесть миллионов рублей. В следующем, 2007-ом, и того меньше - два миллиона. Все остальные средства из областной "образовательной субвенции" пошли на выплаты зар-плат, которые, между тем, все равно остаются очень скромными.

Суть новации, предложенной департаментом образования, проста - предлагается с 2007 года финансировать все же не школы, а оплачивать бюджетную услугу в расчете на одного ученика. Справедливости ради отметим, что идея родилась не в администрации области, а в федеральном Министерстве образования и науки. То есть, сколько учеников в школе - столько и денег. И уже из этtytvtvой суммы рассчитываются и содержание школы, и зарплаты...

Большие школы останутся в выигрыше. А вот так называемые малокомплектные, которых в области почти четыре сотни, окажутся под угрозой закрытия.

Общую обеспокоенность депутатского корпуса выразила в ходе слушаний Людмила Кононова, председатель комитета по социальным вопросам, образованию, здравоохранению и культуре.

- Вот об этих малокомплектных школах и болит душа, - говорит она. - Сможем ли мы их сохранить в ходе реформы? Может быть, мы слишком торопимся, может быть, сначала опробовать новую методику на пилотных регионах? Я уважаю министра Фурсенко, но стоит ли нам бежать впереди паровоза?

Татьяна Спиричева, заместитель директора департамента образования, в защиту новации привела свои аргументы. Так, по ее утверждению, областные чиновники не стали слепо копировать предложенную Минобрнауки методику, а ввели свои поправочные, адаптационные коэффициенты в расчеты, которые и должны в какой-то степени защитить малокомплектные школы.

- Мы в любом случае должны думать о рациональном расходовании средств для развития образования, - поясняет она. - Конечно, ничего идеального не бывает. Часть школ придется закрыть. Но в любом случае к каждой школе будем подходить индивидуально. Обещаю, что возить детей через "две переправы" мы не будем.

Очевидно, именно необходимостью рационального расходования средств и объясняется настойчивость чиновников. Как остроумно заметил в ходе парламентских слушаний "социальный" вице-губернатор Михаил Ситкин, "думать мы должны с учетом возможностей нашего бюджета, наш кошелек или кошелек Татарстана - разница все-таки есть".

Татарстан в устах Михаила Николаевича возник не случайно. Там к "подушевой" методике финансирования школ уже перешли. Правда, там и география другая, и бюджет действительно посолиднее выглядит.

Результатом парламентских слушаний стала рекомендация депутатам все же принять новую методику расчетов финансирования образования. По итогам стартовавшей вчера сессии областного Собрания станет ясно - прислушались депутаты к этой рекомендации или нет.

Михаил АНДРЕЕВ.

МНЕНИЯ:

Валентин Малейко, начальник управления образования мэрии Северодвинска:

- У нас в городе всего две малокомплектных школы, поэтому нам ситуация на кажется столь трагичной. Новая методика состояние наших школ не ухудшит. Другое дело, что сейчас мы фонд заработной платы напрямую привязываем к количеству учеников. Но чем больше учеников, тем больше здание школы, значит, больше сил нужно для его обслуживания. Поэтому мы предлагаем оплату техперсонала вести все же по отдельному нормативу. Смущает и другой момент. Как бы через 5-6 лет наши школы не оказались в ситуации, аналогичной той, в которую сейчас попали детские садики. Конечно, все плюсы и минусы новой методики будут видны только после того, как мы ее запустим.

Галина Крюкова, директор Приморской средней школы:

- У меня в школе 250 учащихся, при новой методике мы даже выигрываем - получаем на два миллиона рублей больше. Поэтому думаю, что рациональное зерно в этом предложении есть. По крайней мере, с точки зрения нашего учреждения. Но закрыть школу намного легче, чем потом ее открывать. А если демографическая ситуация изменится? Думаю, новую методику было бы уместно вводить поэтапно.


Пока верстался номер

Вчера вечером депутаты областного Собрания прислушались к рекомендациям парламентских слушаний и практически единогласно поддержали поправки в закон, внесенные областным департаментом образования. Таким образом, уже с нового года начнется "подушевое финансирование" школ региона.


Вернуться назад