Главная > Северный Комсомолец > "Страна сама вынянчила этого героя"

"Страна сама вынянчила этого героя"


8/09/06, 00:00. Разместил: admin
Сергей Юрский этой осенью к нам приедет уже в четвертый раз. Но впервые он привозит свой спектакль. Также впервые мы увидим выступление эстрадной певицы в рамках уже привычных встреч, которые не первый год организовывает библиотека и отец Иоанн.

Сегодня отец Иоанн наш гость.

- Сергей Юрьевич привезет спектакль, который он поставил по пьесе Иона Друцэ "Вечерний звон. Ужин у товарища Сталина". Те, кто встречался с ним в прошлые приезды, помнят, сколько у него было сомнений, прежде чем взяться за эту роль.

- Когда он приезжал в 2002 году, он сказал, что ему предложили такую роль, и он размышляет. В 2004 году он уже репетировал. А в прошлом году уже говорил о том, как зрители воспринимают спектакль.

- А не кажется ли вам, что сейчас люди отстраняются от этой темы - о Сталине в принципе говорить не хочется: столько сказано...

- Но этот спектакль не столько о Сталине, сколько о сталинизме. И даже шире - о наших очень специфических отношениях с властью. Сергей Юрский, к примеру, говорит, что Сталин - это социальный заказ.

- Который шел снизу?

- Да. Сталин появился потому, что страна этого хотела. Она вынянчила этого героя.

- То есть Сталин как бы стал своеобразным заложником воли народной?

- И он должен был соответствовать этому образу. Он уже не мог из него выйти.

- Тогда ответственность за все прошедшее должен разделить с ним и весь народ. Но если виноваты все - значит, не виноват никто.

- Беда в том, что у нас до сих пор по-настоящему не произошло покаяние. Не раскаяние, когда люди просто сожалеют о содеянном, а глубокое внутреннее преображение, обновление. Оно требует больших душевных усилий, но потом приходит исцеление, и оно уже дается даром. Мы - первое поколение, которое не так обожжено катастрофой. Значит, можем поговорить более спокойно, не обвиняя никого, не осуждая никого. Иначе мы увидим расколотое общество.

- Говорят, что понять - значит, простить. Вы лично готовы простить Сталина?

- Я сформировался в конце 80-х годов, когда нам вдруг стало известно, что происходило с нашей страной. И что наша страна действительно совершила попытку суицида. То, что происходит с человеком в юности, дает импульс на всю оставшуюся жизнь. Я ненавидел Сталина, когда понял, что он сделал с академиком Вавиловым, другими людьми. А потом пришло вот это понимание: я не могу сказать, что Сталин сам по себе, а я сам по себе. Также как не могу сказать, что вот Адам нагрешил, а нам теперь расхлебывай. Нет, я скажу: "Отец мой Адам!" и "Отец мой Сталин!" И буду молиться за Сталина, хотя это трудно.

Что касается прощения, то я могу прощать только за себя. Я не могу этого сделать за академика Вавилова, или за Лидию Чуковскую, или за физика-ядерщика Матвея Бронштейна. Но мне важно понять, в каких отношениях я со Сталиным. И важно, что я чувствую вдохновение к покаянию. Я хочу быть свободным.

- Запланировано два спектакля - 14-го сентября в Северодвинске, а 15-го в Архангельске. Предполагается потом его обсуждение в библиотеке имени Добролюбова вместе с Сергеем Юрьевичем. Как это будет происходить?

- Встреча запланирована на восемнадцатое сентября. Конечно, мне как инициатору хотелось бы, чтобы такое обсуждение состоялось. Но трудно сказать, насколько готова к этому аудитория.

- В начале октября, тоже по вашему приглашению, приезжает Елена Камбурова. Это разные события, но по духу близкие. Почему вы пригласили эту певицу, как это получилось?

- Как и в случае с Сергеем Юрским, почти само собой, без каких-то особых усилий. Она сейчас постигает мир православной духовности. Впервые о такой поездке мы заговорили с ней еще в 2003 году, она сказала, что находится в состоянии накопления информации. Мне нравится ее творчество, равного ему не знаю, не вижу на нашей эстраде.

- Отец Иоанн, организация таких встреч требует времени, сил. Что подвигает вас, православного священника, заниматься этим, казалось бы не совсем свойственным вам делом?

- Уверен, что сейчас очень важно установить диалог между христианством, православием и светской культурой. Раскол очень губителен, и он произошел значительно раньше революции. Люди, которые к нам приедут, - верующие и церковные. В то же время они состоялись как мастера, им есть что сказать.

- То есть они могут быть неким связующим звеном в этом диалоге?

- Мы на это как раз и надеемся. И опыт такого общения у нас уже есть.

Беседовала Светлана ЛОЙЧЕНКО.


Вернуться назад