Главная > Северный Комсомолец > Шхуна "Запад" - это такой катализатор...

Шхуна "Запад" - это такой катализатор...


7/12/07, 00:00. Разместил: admin
На этой неделе гостями редакции были представители общественного совета по сохранению памятников культуры - преподаватель школы искусств № 31 Наталья Бушуева и директор буксирного парохода-музея "Прокатчик", экс-директор Северного морского музея Сергей Терентьев. Сейчас общественный совет собирает подписи против демонтажа шхуны - подписались уже больше тысячи горожан. Мы говорили около двух часов. Самое главное, мне стало понятно: они уверены, что шхуна "Запад" - катализатор, потому что она на виду. А то, что с ней происходит, - одно звено в цепи, в которой сгоревшие и снесенные памятники архитектуры...

Сергей Терентьев показывает копию документа - это распоряжение губернатора Анатолия Ефремова от 29 мая 2000 года "О реставрации памятника морской истории и культуры шхуны "Запад"". На реставрацию было выделено 70 тысяч рублей, генеральным заказчиком определили Северный морской музей, генеральным подрядчиком - "Соломбальскую судоверфь". "Реставрация" закончилась тем, что директора музея Татьяну Матвееву приговорили к двум годам и двум месяцам лишения свободы условно - за расхищение почти тридцати тысяч рублей.

- Директора сняли, и с тех пор тишина, - говорит Терентьев и рассказывает, что против демонтажа шхуны подписались около трёх тысяч человек. На днях пришли заявления в защиту "Запада" от морских специалистов порта Калининграда и морской общественности Мурманска.

- Но вы же ломитесь в открытую дверь. Губернатор сказал русским языком: 350 миллионов бюджет области даст на шхуну. Он эту сумму назвал, ссылаясь на мнение специалистов "Соломбальской судоверфи", которая снова будет подрядчиком.

- На что они пойдут? - парирует Терентьев.

Он загибает пальцы - председатель комитета по культуре Андрей Фомин говорит: "Шхуну разберем и промаркируем", заместитель губернатора по социальным вопросам Михаил Ситкин: "Построим металлический макет", губернатор: "Плавно передвинем, пока ремонтируется Красная пристань". А шхуну нужно оставить на том же месте. Если её сейчас тронуть - беда.

- Мы в понедельник съездили на "Соломбальскую судоверфь", поговорили с директором, - продолжает Терентьев. - Еще нет проекта реставрации, нет сметы. Он назвал крайне приблизительную цифру - нужно 35-40 миллионов. Но и это, мы считаем, много. А вот 350 миллионов - эта цифра вообще непонятно, откуда взялась. Сегодня пароходство купило два теплохода "бывших в употреблении" - 2000 года выпуска, почти новые. За оба заплатили 400 миллионов рублей. Так эти теплоходы будут работать и деньги зарабатывать.

И дальше Сергей Васильевич берет ручку и начинает рисовать - что нужно сделать, чтобы не допустить демонтажа и сохранить шхуну. Вот над шхуной строится крыша. Потом разбираются все надстройки на палубе, которые поломались, подгнили. Остается один корпус. Судно под крышей, дождь на него не льёт, зимой оно промораживается, летом влага высыхает. Весь грибок убивается. А параллельно можно со спокойной душой делать проект восстановления шхуны. И только когда будет готов проект - рассчитывать затраты, искать деньги. Бюджетные - как основа. Но ведь что-то и предприниматели дадут...

- И обязательно, - добавляет Наталья Бушуева, - использовать шхуну после ремонта. Я от очень многих мам слышу: надо детям дать возможность увидеть эту шхуну "живьём". Дать им поползать по ней. Чтобы они реально почувствовали, что Архангельск - это морской порт.

А пока даже непонятно, с кого за шхуну спрашивать. Она нигде не числится. Ничья. В 2005 году приказом главы Роскультуры Михаила Швыдкого её вывели из состава музейных фондов Российской Федерации, то есть до 2005 года шхуна числилась экспонатом. Но по Гражданскому кодексу морские и воздушные суда являются объектами недвижимости, потому что стоимость теплохода или самолета соизмерима со стоимостью объекта недвижимости, их в таком статусе даже банки принимают в качестве заклада. А по закону о музеях и музейной деятельности РФ объект недвижимости не может быть экспонатом. Получается, Швыдкой сделал всё правильно. Но как только шхуну вывели из фондов РФ, ее должны были нормально оформить, поставить на баланс на региональном уровне. Областные чиновники с её статусом за два года так и не определились.

- На наш взгляд, со стороны комитета по культуре сделано всё, чтобы уничтожить шхуну, - жестко говорит Сергей Терентьев.

Недавно его обвинили в "раскачивании лодки накануне выборов" - всё по тому же поводу, из-за выступлений в защиту "Запада". Но заявления самих официальных лиц, если вдуматься, звучат, скажем так, причудливо. Советник губернатора по культуре Михаил Лопаткин говорит, что контроль над восстановлением надо поручить общественности, этим будет заниматься комиссия Архангельского отделения общества охраны памятников культуры. Но кто в нашей области возглавляет ВООПИК? Михаил Ситкин. Кто официально заявил, что шхуну демонтируют и построят металлический макет? Тот же Михаил Ситкин.

Да дело-то, наверное, не в одной только шхуне. Сергей Васильевич перечисляет: что сейчас творится с Красной пристанью? С деревянными домами в центре города? Ломают, сносят, жгут. Зачем сожгли дом батюшки на Новгородском? Земля. Шхуну можно снести и на этом причале ресторанчик построить. И это не что-то из ряда вон, это звено в одной общей цепочке. Просто вокруг шхуны поднялось столько шума, потому что она на виду. Она смогла стать катализатором. А в основном процесс идет более неприметно и удачливо...

Светлана ГАВРИЛОВА



Вернуться назад