Главная > Новости (RSS) > Губернатор Архангельской области ответил в он-лайн режиме на вопросы интернет-аудитории сайта РБК

Губернатор Архангельской области ответил в он-лайн режиме на вопросы интернет-аудитории сайта РБК


3/11/10, 22:01. Разместил: admin

Сегодня, 3 ноября, прошла интерет - конференция на сайте РБК с участием Губернатора Архангельской области Ильи Михальчука. Приводим полную версию расшифровки пресс-конференции.

Вступительное слово ведущего.

Здравствуйте, пресс-центр РБК начинает свою работу. Сегодня у нас в гостях губернатор Архангельской области Илья Филиппович Михальчук. И сегодня в ходе нашей интернет-пресс-конференции мы поговорим об экономическом потенциале Архангельской области. Илья Филиппович, пожалуйста, Вам слово, расскажите о преимуществах Вашего региона.

Вступительное слово И.Михальчука.

Хочу поблагодарить РБК за внимание к Архангельской области, к нашему Поморскому краю, к его социально-экономическому развитию. Конечно, наш край для нас - самый лучший, и мы гордимся социально-экономическим потенциалом, которым обладает наша область. Мы гордимся нашей историей - один наш земляк Михаил Васильевич Ломоносов, 300-летие которого мы будем отмечать в 2011г., даже одна эта страница стоит очень много в истории России и всемирной науки.

Что касается сегодняшнего потенциала, это 587 тыс. кв. км вместе с Ненецким автономным округом; это почти 1 млн 300 тыс. населения; это 22 млн куб. м плановой лесосеки по заготовке леса; это крупный кластер судостроения; это серьезный комплекс оборонных предприятий по строительству подводных атомных крейсеров; это большие залежи полезных ископаемых. Самое большое богатство - это наши люди.

Первое полугодие 2010г. показало, что общая скоординированная работа региональных, федеральных властей и общехозяйственного комплекса позволила добиться того, что рост индекса промышленного производства составил 22,4%. Хочу сказать, здесь сыграли роль и комплекс федеральных мер, и наши региональные меры. Мы сегодня снизили безработицу. Если в начале года было 2,6% от работоспособного населения, то сейчас - 2,1-2,2%. У нас действует система переподготовки кадров, как в рамках федеральной помощи, так и региональной, для той части населения, которая высвобождается и желает освоить другие специальности в случае сокращения имеющегося производства. У нас есть такое уникальное явление, что сохранилось не во всех субъектах, как региональный государственный заказ на подготовку специалистов, это система профтехобразования и госзаказ в ней. Порядка 1,5 млрд руб. в год мы направляем для того, чтобы готовить рабочие специальности профтехобразования.

Я хочу сказать, что сегодня судостроительный комплекс восстановился до 80% к докризисному уровню, а по отношению к 2009г. вырос на 1,8%. На докризисный уровень вышли сегодня основные бюджетообразующие отрасли - лесопромышленный комплекс, добыча полезных ископаемых. Хочу сказать, что очень большое внимание мы уделяем социальной защите. И горжусь тем, что и наш региональный законодатель, и исполнительная власть все-таки сохранили весь пакет социальных гарантий защиты, который был сформирован еще в докризисный период.

Многие критикуют область, что мы чуть ли не сохранили социализм. Ну а как же иначе? Как же на Севере жить, не защищая все слои населения не только от непростых условий жизни на Севере, но и от кризиса, который по многим ударил. Средняя заработная плата в регионе выросла почти на 10%. Со следующего года на 6,5 процентов будет увеличена зарплата работникам бюджетных учреждений. Мы просто работаем, любим свой край и стараемся сделать так, чтобы основное богатство края - люди - чувствовали себя даже в период кризиса уверенно и смотрели в будущее. Понятно, не все удается, понятно, что не все гладко, кризис по всем ударил. Но я считаю, что принимаемые меры адекватны тем сложностям, с которыми встретилась область в период кризиса. Поэтому у нас оптимистичное настроение на то, чтобы основные отрасли, от которых зависит экономика области, имели хорошую положительную динамику не просто восстановления, но и роста.

Вопрос: С чем Вы связываете экономический рост в тех сферах, которые Вы озвучили, несмотря на критические явления, которые складывались в экономике в целом?

И.Михальчук: Это две бюджетообразующие сферы - целлюлозно-бумажная промышленность и лесопромышленный комплекс. Модернизация производства, которую на основных производствах начали до кризиса, позволила продолжить ее и сориентироваться на конъюнктуру рынка, на ту или иную продукцию.

Что касается целлюлозно-бумажной промышленности, можно сказать, у нас находятся три целлюлозно-бумажных комбината - Соломбальский, Архангельский и Котласский. Они включены в перечень приоритетных проектов на федеральном уровне, а это значит, субсидирование процентной ставки по кредитованию по этим проектам - это порядка 25 млрд руб. инвестиций в совершенствование этой отрасли. Весной этого года мы открыли производство небеленой целлюлозы на Котласском ЦБК с самым крупным объемом производства в мире - 900 т в сутки. И таких примеров много.

Очень грамотно были приняты меры по основным производствам на федеральном уровне. Эта помощь - в субсидировании, в поддержке, в кредитовании - помогла нам.

Ну, и большая, серьезная система контроля за сокращением рабочих мест, занятостью населения. Надо сказать, что показатели по занятости у нас одни из самых высоких, самая низкая безработица в нашем Северо-Западном федеральном округе.

Вопрос: Насколько высок инвестиционный рейтинг Вашего региона? На какие цели привлекаются в основном инвестиции? Поддерживаете ли инвесторов на региональном уровне? Какие проекты для инвесторов могут быть наиболее интересны?

И.Михальчук: По индексу "инвестиционный риск" наш регион относится далеко не к самым последним, то есть золотая серединка. Вызвано это тем, что мы приложили максимум усилий. Во-первых, в прошлом году мы для привлечения инвестиций и тем более в такой сложный кризисный год приняли закон о преференциях крупным инвесторам, например в сельском хозяйстве - это не менее 50 млн, в строительстве и промышленности - не менее 100 млн. Но при таких инвестициях мы освобождаем на срок не менее 3 лет срока окупаемости от основных налогов, которые возлагаются на инвестора. Это 3,5% из 18% на прибыль, это налог и на землю, это и налог на имущество. Таким образом, это достаточно хорошее подспорье инвесторам.

Второе - фактически система "одного окна". Не все получается, сразу скажу. Где-то тормозится, где-то скоординированность областных и федеральных структур не срабатывает, потому что у каждого свои требования. Но, тем не менее, работает постоянно действующая комиссия под моим руководством. Это перечень приоритетных проектов, это фактически в ручном режиме сопровождение тех проектов, которые мы видим, что они нам очень нужны и дают нам и занятость, и предполагаемые налоги после ввода и выхода на проектную мощность. И еще я хочу сказать, что утвержден определенный регламент работы с инвестором. Самое главное по инвестиционным проектам в области лесопромышленного комплекса - это около 25 млрд инвестиций. Средства начали поступать, и многое делается в ожидаемые два года для реализации этих инвестпроектов.

Сегодня область очень активно работает в части модернизации своего топливно-энергетического комплекса для того, чтобы уйти от завозного топлива - угля, мазута (это золотом топить!) - к производству пеллет, брикетов, щепы для того, чтобы перейти на свое сырье, биологическое топливо, что позволит нам, во-первых, не тратить огромные деньги на завоз (а мы в год завозим около 10 млн тонн условного топлива - мазута, угля, соляры) и перейти на отходы лесопиления. У нас их ежегодно образуется до 5 млн кубов. Я думаю, что это будущее, а самое главное - занятость населения. А еще - это экология и все то сопровождающее, что даст и загрузку, и улучшит условия жизни.

Вопрос: Что делается для того, чтобы улучшить ситуацию в традиционно самой проблемной - жилищно-коммунальной сфере?

И.Михальчук: Серьезная проблема и отрасль, которая касается всех. И ЖКХ тем более проблемно условиях Севера, когда 8 месяцев отопительный сезон длится, и это, конечно, влияет и на общий фон настроения, и на количество и объем проблем в целом в жизни человека. Что мы тут делаем? Ну, во-первых, весной, в соответствии законом о Фонде содействия реформированию ЖКХ, было принято решение ликвидировать к 1 января 2011г. межтерриториальное перекрестное субсидирование. Что это? Это значит, что сократились дотации из федерального бюджета на компенсацию высоких тарифов. Второе: руководством фонда была поставлена задача приравнять плату за коммунальные услуги для населения и для прочих потребителей. Это привело к тому, что для прочих потребителей она снизилась, а более низкие тарифы для населения стали подниматься.

Федеральный закон исправил ситуацию и передал полномочия по утверждению тарифов на обеспечение водоснабжения, водоотведения, вывоз ТБО с уровня муниципалитетов на субъекты Федерации. Это должно упорядочить механизм изменения и утверждения тарифов.

Правительством области было принято решение увеличить государственную поддержку в части оплаты коммунальных услуг.

Так, если по федеральному закону, доля коммунальных платежей в совокупном семейном доходе не должна превышать 22%, то мы по области снизили эту планку до 19%. Следующее: в г.Архангельске определенные социально незащищенные слои населения, которым компенсируется часть расходов по водоснабжению и водоотведению. Планировавшееся изначально почти двухкратное увеличение ночного тарифа на электроэнергию для населения, удалось сократить в полтора раза.

В городе Северодвинске часть груза по повышению тарифов на воду взял на себя "Севмаш", градообразующее предприятие. Вместе с прокуратурой формирование тарифов во всех управляющих компаниях (у нас только в Архангельске 51 управляющая компания) было взято под контроль, и мы нашли много ошибок. В принципе большая работа и сейчас проводится. И мы не допустим существенного роста тарифов, как бы ни хотели наши поставщики коммунальных услуг свалить в одну кучу все долги, в первую очередь по теплу, повысить инвестиционную составляющую, включить другие программы, не заботясь о том, что людям это окажется не под силу. Тем более, что заработная плата такими же темпами вырасти не сможет.

Сегодня у меня будет встреча на эту тему, мы тарифы не увеличиваем свыше 15%, при том, что постараемся сдержать рост на более низкой отметке, чтобы индексы повышения тарифов, темпы инфляции соотносились и максимально учитывали рост реальной заработной платы. От роста никуда не уйти. Но думаю, сдержать его нам под силу.

Недавно в ходе с видеоконференции я докладывал президенту РФ Дмитрию Медведеву, он остался удовлетворен ответом, но поставил задачу сделать так, чтобы реально при выдаче квитанции наши расчеты и предполагаемые темпы соответствовали росту фактическому. Эта система уже выстроена, и я, думаю, мы этого добьемся, чтобы рост не превысил поставленной максимальной планки.

Вопрос: Что Вы предпринимаете на уровне субъекта Федерации для того, чтобы сдерживать рост цен на продукты питания? Каков уровень цен в Архангельской области по сравнению с общероссийским уровнем?

И.Михальчук: Это жесткий контроль. Хотя по тем продуктам питания, которые мы не производим, а которые завозятся в область (а у нас все-таки северный регион), очень сложно влиять. Но, по крайней мере, мониторинг производится ежедневно. Мы обратились еще два года тому назад в Минсельхоз с тем, чтобы использовать наш неиспользуемый крупный элеватор для размещения зернового фонда страхового запаса для того, чтобы использовать его при колебаниях цен или при задержках поставок, для того, чтобы сдерживать рост цен на зерно, а значит, и на муку.

Второе - мы на основные виды продуктов добиваемся соглашений с оптовиками и с широкой розничной сетью для того, чтобы все-таки не повышать розничную надбавку, торговую надбавку.

Следующее - развиваем свое производство, и в этом моя позиция очень жесткая, конечно в рамках закона, но все-таки все, что мы можем производить, мы стараемся потреблять, дотировать и делать так, чтобы продукты питания нашего агропромышленного комплекса (АПК) шли на прилавки, на удовлетворение потребностей бюджетных организаций - и многое получается. Я считаю, что расширение земледелия в области - одно из тех перспективных направлений, которое позволило бы нам вернуть былую мощь земледелию, и определенные шаги в этом направлении уже сделаны. И я уверен, что это будет один из тех реальных шагов в рамках полномочий региона по обеспечению продовольственной безопасности.

Вопрос: Как продвигается газификация крупнейших энергетических объектов области?

И.Михальчук: Я радуюсь тому, что задание, которое дал премьер-министр Владимир Путин, по газификации Архангельска и Северодвинска как основных промышленных центров области выполнено. Газ пришел в Архангельск. Около 50 млрд руб. своих инвестиционных средств вложил Газпром, определенную сумму вложила область. Другое дело, что основная генерирующая компания ТГК-2 не подготовила, ссылаясь на кризис и нехватку средств, котлы. Но мы газ пустили, две небольшие котельные в поселке Уемском мы запустили, факел зажгли. Сегодня идут интенсивные работы, и я уверен, что с началом следующего года уже в Архангельскую ТЭЦ придет газ, а с началом нового отопительного сезона газ придет и в Северодвинск. Это заслуга жесткого контроля со стороны В.Путина.

Но мы и сами много газифицируем. Там, где идет линейная часть газопровода с юга на Архангельск и Северодвинск, ответвление линии низкого давление - это наша задача, и это мы делаем. Газ - это уникальный вид топлива, с которым мы связываем наше будущее. Но нельзя говорить, что с приходом в регион газа резко снизятся тарифы, потому что вложенные деньги инвестор в лице Газпрома должен постепенно, за 2-3-5 лет, возвращать. Но темпы роста будут меньше.

Вопрос: Какова ситуация с трудоустройством населения Архангельской области?

И.Михальчук: На начало года уровень безработицы у нас был 2,6%, сейчас он снизился до 2,2%. Это результат совместной работы с Рострудом. Мы сегодня плотно работаем по программе трудоустройства молодежи. Я уже говорил, что у нас своя система профессиональной подготовки и переподготовки, формируются молодежные трудовые отряды, восстановлена система молодежных студенческих строительных отрядов. Совместно с Рострудом мы внедрили передвижные пункты занятости, это 10 оборудованных автобусов, которые ездят по отдаленным районах области, ведут разъяснительную работу, оказывают помощь в трудоустройстве.

Сегодня создается единая база молодежи, начиная со школы, профтехобразования, высшей школы и до трудоустройства в качестве дипломированного специалиста. У нас более 2 тыс. вакансий в сфере лесопереработки, судостроении, строительстве. Тот, кто хочет работать, работу имеет. Плохо, что отдельные предприятия имеют задолженность по заработной плате в связи с банкротством.

У нас предусмотрена отдельная программа по обеспечению жильем молодежи, чтобы по окончании учебы мы могли бы закрепить их в тех населенных пунктах, где нуждаются в выпускниках, в кадрах.

Единая база данных, скоординированная работа федеральных, областных и муниципальных структур позволяет нам держать руку на пульсе, но проблема пока не решена.

Вопрос: Готова ли Архангельская область стать администрацией Северного морского пути и базой освоения Арктики?

И.Михальчук: Если бы вы этот вопрос задали руководителю любого региона, то он бы ответил: "Конечно, мы лучшие, конечно, мы готовы". В этой связи хочу сказать, что у нас есть преимущества, но и ряд других регионов в отдельных моментах имеет свои преимущества. Например, мы не можем конкурировать с Мурманской областью, потому что у них действительно очень глубоководный порт, незамерзаемый порт. Но фактически у нас уже есть опыт производства утяжеляющих покрытий труб, для Ямала мы уже производим обетонирование труб для прокладки подводного газопровода. Сегодня мы работаем со Штокманом. Работаем для того, чтобы снабжение и производственная база были размещены в Архангельске. Мы проводили такой мониторинг. Так вот, около 150 предприятий готовы сегодня работать на такой уникальный, перспективный проект, как добыча газоконденсата на Штокмановском месторождении.

Конечно, Архангельская область готова стать администрацией Северного морского пути и базой освоения Арктики. Просто за последние годы потенциал ледокольного флота, предприятий, которые сопровождали и организовывали движение судов по Северному морскому пути, перешел где-то в Санкт-Петербург, где-то в Мурманск. Но в том здании, где сегодня располагается администрация области, когда-то сидел И.Папанин, и я думаю, что тот потенциал, которым мы обладаем - интересная схема транспортной инфраструктуры, логистика, все виды транспорта, незагруженная северная железная дорога, позволяет нам стать фактически не просто административным центром по управлению Северным морским путем, которым был раньше, но и претендовать на обеспечение и организацию по всем составляющим этого важного государственного дела.

Нашу территорию три моря омывают, Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, все побережье. И здесь, я думаю, область свое слово еще скажет, и мы в этом направлении очень активно работаем. Я уж не говорю о том, что научный, образовательный потенциал в Архангельской области (мы, конечно, не можем конкурировать с Санкт-Петербургом) может конкурировать со всеми северными регионами, и мы готовы это доказать. В Архангельской области создан Северный арктический федеральный университет, область единственная из северных областей, где есть свой медицинский университет. И я уже не говорю о том опыте, который сегодня имеют наши судостроители, которые сегодня делают не только военные суда, но и платформы для работы на шельфе и другие конструкции разведывательных установок в акваториях моря и океана.

Я думаю, что наша область занимает и будет занимать не последнее место в истории и возобновлении роли Северного морского пути, да и вообще в экономике и не только нашей страны. Вот лишь один пример: если идти из Санкт-Петербурга до Владивостока Северным морским путем, то это около 14 тыс. км, а если идти через Суэцкий канал, то это составит более 20 тыс. км. Вот и думайте, что, с точки зрения экономики, выгодно, но, с точки зрения содержания Севморпути и восстановления всех служб, требует немалых усилий, но я думаю, что все равно Арктику мы не отдадим. Я, конечно, не могу говорить за руководителей федерального уровня, но для нас это история, Да что говорить, когда более 70%, а то и больше, полезных ископаемых находится на северных территориях, и, конечно, без Севморпути нам обойтись будет очень сложно.

О.Белозерова (Архангельск): В Архангельской области создан Северный Арктический федеральный университет. Какой толчок это даст для развития экономики региона?

И.Михальчук: Это не просто объединение учебных заведений, а целый кластер науки, образования, производства, развития, который должен решать не только проблемы нашего региона, не только России, но и мирового сообщества в части научного исследования по всем направлениям общественной жизни. Чтобы мы ни делали, как бы ни хотели использовать арктические территории в интересах развития человечества, все это должно быть саккумулировано на базе всестороннего научно-образовательного кластера. Таким мы его и видим. Поэтому переоценить очень сложно.

Я благодарен Дмитрию Медведеву за то, что на базе наших двух университетов и ряда других учебных заведений было принято решение создать Северный Арктический федеральный университет. Мы ожидаем вливания больших средств в части научных разработок. Совсем недавно вместе с лесопромышленниками была снаряжена экспедиция в усыхающие леса для того, чтобы исследовать динамику, тенденции и выработать практические рекомендации для экономического блока по использованию усыхающих лесов и сдерживанию их распространения.

И.Королев: Правда ли, что Соловки, также как и Валаам, будут переданы РПЦ?

И.Михальчук: Нет, этот вопрос и не ставится. Как можно отдать, да и не один остров, когда там живут почти 1 тыс. человек и веками живут? Никто не собирается. Я думаю, что святейший никогда не благословит на такой шаг, потому что безболезненно он осуществлен быть не может. И никто это не планирует.

Светлана (Москва): Что стало с месторождением алмазов в регионе, при помощи которого, как известно, Архангельская область собиралась в свое время не только "накормить" себя, но и выйти пусть не на мировой, но хотя бы на российский рынок?

И.Михальчук: У нас две разведанные алмазные трубки - это трубка Гриба и Ломоносовская. На одной сегодня ведет серьезную добычу АЛРОСА, над второй работает ЛУКОЙЛ, идут разработки. Но, учитывая сегодняшнюю структуру налогов, я бы не связывал резкий рост экономического потенциала, а также налоговых поступлений с этой областью. Но надеюсь, когда компании выйдут на плановую добычу (а это одни из крупнейших месторождений алмазов в нашей стране), думаю, что прибавка будет хорошей. Но о том, чтобы "накормить" всю область за счет этого, я думаю, что это из области завышенных ожиданий. Но все-таки это престижно, это дополнительные рабочие места, сегодня вложения уже ощутимые, но добыча пока не вышла на плановый уровень.

Надеяться надо на развитие всего комплекса производственного сектора. Будущее - за гармоничным развитием всех отраслей. В первую очередь, основа - до 60% поступлений налогов в бюджет области - это лесопромышленный комплекс.

Вопрос: В 2010г. на Соловецком архипелаге побывал с визитом патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Как будет развиваться этот уникальный музейный комплекс и инфраструктура островной территории в ближайшем будущем?

И.Михальчук: Соловецкий архипелаг - это и одно из самых намоленных мест нашей Русской православной церкви, а с другой стороны - это очень трагическое место, это история, это бренд. И главное, что мы видим здесь - это комплексное развитие. И очень внимательное отношение как администрации президента, так и самого святейшего патриарха говорит о том, что будущее очень хорошее именно в реставрации, в восстановлении всего комплекса объектов - а их более 100 - Соловецкого архипелага. Но я как губернатор Архангельской области вижу в этом другое - развитие социально-экономической инфраструктуры, это инженерно-техническое переоснащение всего коммунального хозяйства. Планируется строить школу, больницу, жилье, дороги. Мы ввели уже в этом году очистные сооружения по воде. Но в первую очередь надо обеспечить надежность энергетики, и сегодня это уже во многом сделано. Второе - это, конечно, очистные сооружения. А то сегодня фактически все отходы нашей жизнедеятельности сбрасываются в бухту Надежда, и это никуда не годится. Но у того комплекса, который мы сегодня рассматриваем, с благословения святейшего и при пристальном внимании президента и премьера РФ, я вижу очень серьезное будущее, и я думаю, мы со своей задачей справимся. На меня возложили решение части задач по проведению этих социальных работ, инженерных, которые связаны с улучшением условий жизни Соловецкого поселка, а там проживают 984 человека.

Но еще есть одна важная идея, которую и патриарх поддержал, - это разделить потоки паломников и потоки туристов. Чтобы не перегружать саму соловецкую землю, туристы должны приезжать, ознакомиться с комплексом, но останавливаться не в монастыре, не в охраняемой зоне объектов монастырского Кремля, а, как мы предполагаем, в районе Летней Золотицы на территории Онежского полуострова. Это всего около 60 км, и делать это надо для того, чтобы люди могли приехать, ознакомиться и вернуться, и уже не на этой намоленной земле, а на материке фактически получать все 33 удовольствия как туристы, как люди, которые хотят не только отдохнуть, но и прикоснуться к истории. И здесь задумки большие, идет работа, и я уверен, что результаты будут ощутимыми.

Андрей: В Архангельской области работают мощные судостроительные заводы, в частности "Севмаш". Но насколько конкурентоспособна отрасль в сравнении с верфями Санкт-Петербурга? И требуются ли на "Севмаш" специалисты?

И.Михальчук: Специалисты требуются. Отрасль конкурентоспособна. Не буду вдаваться в показатели, но я горжусь тем, что нашим судостроительным предприятиям, таким, как "Севмаш", "Звездочка", равных нет. Конечно, каждое предприятие специализируется на разной продукции. Не могут все быть одинаково хорошими, одинаково передовыми. Но тому, что сегодня делают наши предприятия, позавидуют многие, в том числе и верфи Санкт-Петербурга.

Вопрос: Архангельская область занимает первое место в России по количеству и значимости памятников деревянного зодчества и венчает десятку российских регионов, знаменитых своим культурным наследием. Насколько развито туристское направление в экономике Архангельской области?

И.Михальчук: Когда мы разрабатывали стратегию экономического развития области, оказалось, что туризм не как социальная область, а как экономический вот такой локомотив входит в пятерку наиболее перспективных областей в отношении развития области. Раньше это было занятие между прочим и удел чисто туристических фирм. Сегодня же у нас создано целое министерство в области - Министерство спорта, туризма и молодежной политики.

Сегодня мы возрождаем очень многие интересные маршруты. А уж смотреть в области есть что - Кенозерский парк, Сийский монастырь, Кий-остров, Соль-Вычегорск, Каргополь и много тех мест, которые являются символом земли русской. И я думаю, что за туризмом будущее, а для этого нужно развивать дороги и решать другие вопросы. Конечно, не на все хватает денег, но мы уверенно идем к развитию этой очень привлекательной и мультипликативной области как экономической сферы в развитии Архангельской области. Я думаю, что за этим будущее. Ну, а дела говорят о том, что количество туристов у нас с каждым годом прибывает, и не только зарубежных, но и наших, русских туристов. Наверное, мы стали больше задумываться о том, знаем ли мы свою землю, историю, а таких мест у нас в области более чем достаточно.

Ю.Слепцов (Якутск): Я знаю, что Вы многое сделали в Якутии, например возродили национальный праздник "Ысыах". Какие Вы работы ведете в области коренных малочисленных народов Севера в Вашем регионе?

И.Михальчук: Это, наверно, громко сказано. Возрождать национальный праздник - это удел не одного человека, а поколений. Хотя с радостью вспоминаю, как мы давали новый импульс.

Что касается Архангельской области, сегодня мы помогаем и раскручиваем работу по поддержке поморов, жителей рыбацких поселков, коренного населения. Например, мы выступили с инициативой в Минкульт о том, чтобы объявить 2011г. Годом поморской культуры, помимо того, что это год 300-летия М.Ломоносова. Мы хотим сделать эту программу не областной, а межрегиональной, потому что поморы живут и в Карелии, и в Мурманской области, пусть не в таком количестве, как у нас. Есть центр, есть культурная автономия, недавно я встречался с представителями этих общественных формирований. Мы разрабатываем обеспечение детей этих рыбацких поселков нетбуками, чтобы эти дети не ощущали свою отдаленность от крупных населенных пунктов.

Я думаю, что те традиции и та культура, которые создавались веками, должны быть сохранены. Также должны быть восстановлены православные святыни, церкви, которые есть на территории нашей области, но у государства, у нас пока нет средств, чтобы все это возродить, хотя бы сохранить то, что нужно передавать нашим потомкам.

Роман (Архангельск): Уважаемый Илья Филиппович, как я слышал из СМИ, в следующем году всех ветеранов Великой Отечественной войны переселят из ветхого жилья в новое. Квартир построят столько, что еще останется. Есть возможность продолжить строительство новых домов для нас, обычных граждан?

И.Михальчук: Очень правильный вопрос. Если меня спросить, в чем я вижу сегодня главную проблему - это в обеспечении жильем. Недавно я встречался с В.Путиным, и основной задачей наравне с другими вопросами было поставлено мною выделение целенаправленных средств федерального бюджета - будь то бюджетный кредит или субсидии, но именно средств на строительство социального жилья. Но не по такому принципу: есть категории, которые нужно за счет государства переселять - из аварийного жилья, ветхого, ветеранов. Но у нас абсолютно незащищенными остаются бюджетники, которые при небольшом совокупном семейном доходе не могут пройти андеррайтинг на получение ипотеки в общепринятой системе. И вот сейчас мы разработали систему (средства, я думаю, нам все равно будут выделены плюс свои), когда мы выйдем на то, что ставки кредитования возьмем на себя, на бюджет, а тело кредита - человек, на 10-15 лет. И тогда наши бюджетники, пусть и не имея огромных зарплат, смогут улучшать свои жилищные условия.

Ветераны будут обеспечены, и здесь решение президента и жесткий контроль за этим вопросом выполняются. Мы ожидаем, что до конца этого года более 80% тех ветеранов, которые имеют право на получение или субсидий, или жилья, будут обеспечены. А к концу III квартала следующего года, я думаю, эта задача будет выполнена в рамках президентской программы, для этого строятся два 200-квартирных дома, строится достаточно большое количество жилья для предоставления ветеранам в районах. Задача напряженная, строить - это не значит покупать на вторичном рынке. Но наш настрой - покупать на вторичном рынке легче, но от этого объем жилья в области не прибавится, поэтому рассчитываем и строить. И задача, поставленная президентом, будет выполнена при любых условиях.

Маргарита (Котлас): Когда уже начнется модернизация системы здравоохранения в области? Рассказывают про нее красиво, но вот станет ли медицинская помощь действительно доступной и качественной? Как модернизация отразится на жителях отдаленных районов?

И.Михальчук: Здравоохранение у нас занимает, по одному из рейтингов, восьмое место по стране. Неэффективного, конечно, много. На следующий год мы с Минздравом России должны получить более 2 млрд руб. и другую финансовую помощь на то, чтобы строить, делать услуги здравоохранения качественными и доступными. В конце 2010г. или в I квартале 2011г. мы введем в эксплуатацию онкологический диспансер, у нас большое количество раковых заболеваний. Долгое время стояли у нас замороженными корпуса областной клинической больницы. Сейчас там работают порядка 150 человек. К концу 2011г., если не подведет финансирование из федерального бюджета, потому что свою часть, областную, мы уже вложили, будет полностью пущена и областная клиническая больница.

Наравне с этим внедряются инновационные методы здравоохранения, например интернет-консультации. У нас развито такое высокотехнологичное направление, как кардиохирургия в Первой городской больнице Архангельска, ведется строительство фельдшерско-акушерских пунктов, завершается строительство тех объектов здравоохранения, которые сегодня были или слишком затянуты, или население нуждается в них в первоочередном порядке. Нужно, чтобы выделяемые средства доходили до конкретного человека, и здесь есть, над чем работать, и есть, чем гордиться.

Вопрос: Руководством страны одной из главных задач поставлена борьба с коррупцией. Как Архангельская область справляется с этой поставленной главой государства задачей?

И.Михальчук: Мы справляемся так, чтобы ни один обнаруженный факт не замалчивался и стал предметом следствия, а в конце концов - наказания. Кто-то может говорить о том, что наш регион прославился коррупционными скандалами, но раз президент поставил задачу бороться с этим, то умалчивать, стараться не выносить сор из избы - это неправильно. И моя позиция такова: кем бы ты ни был - первым руководителем или исполнителем, но если ты злоупотребляешь своей властью и воруешь, то дело твое должно быть обнародовано. А ты - наказан. Конечно, это не приносит славы области, но ни один факт такой я не позволяю умолчать, чтобы неповадно было другим. Поэтому обидно, жалко, но выкорчевывать это надо каленым железом.

Д.Кононов (Архангельск): Архангельск задумывался, строился и четыре столетия развивался в первую очередь как город-порт, торговый порт. Стоит ли реконструировать, восстанавливать и снова развивать классический порт со всеми его многочисленными грузовыми районами?

И.Михальчук: Развивать надо не действующие причалы, которые сегодня где-то исторические, где-то ведомственную задачу выполняют, а есть проект - это строительство глубоководного района нашего северного порта, где дедвейт может достигать до 40 тыс. тонн. И хочу сказать, где глубина есть у нашей стенки 9-20 м, то для того, чтобы принимать большие грузы, конечно, нужно глубже - до 20-22 м. У нас есть проект, но он тесно связан со строительством железной дороги от Перми до Архангельска, и она как раз органично втягивается в строительство нового глубоководного порта. Вот это надо развивать, а то, что сегодня действует надо сохранять, потому что без выхода в море городу не развиваться дальше.

РБК: Вы сказали, что около 25 млрд руб. предусмотрено в ЛПК и что инвестиции планируется реализовать в течение двух лет. Есть ли еще направления для инвестиций? И если можно, назовите цифры - куда сколько? И чьи это будут инвестиции - отечественные или зарубежные?

И.Михальчук: Есть у нас еще одна инвестоемкая область - это жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК), и здесь мы ожидаем порядка 1 млрд евро для вложений - это по линии Чешского инвестиционного банка, это ВТБ 24, это ВЭБ. Сейчас здесь идут проработки, но если все цифры складывать, то могу сказать, что многие проработки не несут в себе реального окончания. Мы видим, что желающих много. Но мы все равно сдерживаемся и смотрим очень аккуратно с тем, чтобы у нас не было иллюзий. У нас сейчас очень широко идет проработка проектирования производства пеллет как для собственного производства, так и на экспорт. Вчера нами рассматривался на заседании правительства проект строительства завода по переработке торфа, где суммы небольшие, но, тем не менее, в перспективе - в течение трех лет инвестиции могут составить до 2 млрд руб., а начинается с 200 млн руб.

Что касается строительства глубоководного порта, то это настолько сложный и серьезный проект, также как "Белкомур", где десятки и сотни миллиардов рублей, и здесь тешить себя тем, что это быстро решается, невозможно. В транспортную стратегию развития РФ строительство "Белкомура" включено в период после 2013г., хотя, конечно, мы хотели бы прямо сейчас.

Сегодня большую модернизацию проводят и наши лесопромышленники.

Но я бы сказал, что мало инвестиций, мы недостаточно делаем для того, чтобы добиться более благоприятного инвестиционного климата, хотя по оценкам инвестиционного риска наша область далеко не на самом последнем месте в Северо-Западном федеральном округе.

Вы заговорили о сельском хозяйстве. Мы сегодня раскручиваем организацию областного хол


Вернуться назад