Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, что сейчас более
всего необходимо для поступления в высшее учебное заведение, с точки зрения
россиян; как часто семьям, где есть абитуриенты, приходится нанимать
репетиторов из числа преподавателей вуза, в который планировалось поступление;
платить неофициально деньги руководителям, преподавателям вуза за поступление,
за экзамены и зачёты во время сессий; какие меры будут способствовать борьбе с
коррупцией и взяточничеством в системе образования.
Чтобы
поступить в вуз, нужны деньги или всё-таки знания? Каждый второй россиянин (49%) считает, что -
деньги; каждый третий (33%), — что знания; 14% — что связи. За пять лет
значение денег для поступления в вуз снизилось (в 2003 г. считали самыми
важными деньги 61% опрошенных, в 2008
г. — 49%), а значимость знаний возросла (было 19%, стало
33%). Чем старше респонденты, тем чаще они подчёркивают важность знаний в этом
деле (от 29% среди опрошенных 18—24 лет до 37% в группе 60 лет и старше) и тем
реже — значимость связей (20% и 11% соответственно).
Доля
российских семей, для которых проблема абитуриентов вузов актуальна, возросла: ещё в 2005
г. только 24—25% респондентов указывали, что они сами
или кто-то из членов их семьи за последние три года поступали в вузы; в 2008 г. количество таких
семей увеличилось до 39%. При этом степень коррумпированности системы
высшего образования осталась примерно на том же уровне, что и в 2005 г. Так, практически
не изменились доли тех, кто пользовался услугами репетиторов из числа
преподавателей вузов, в которые планировалось поступление (5—8%); платил
неофициально деньги руководителям, преподавателям вуза за поступление (2—4%),
за экзамены и зачёты во время сессий (5—8%).
Наиболее
эффективное средство предотвращения коррупции в вузах — ужесточение наказаний
для тех, кто берёт взятки: свыше
половины опрошенных — 54% — полагают, что эта мера способна предотвратить
коррупцию, причём за три года число сторонников этой меры возросло на 9%.
Увеличилось и число тех респондентов, кто считает действенной мерой введение
наказаний для родителей, дающих взятки, — с 23% до 31%. Отношение к единому
государственному экзамену за три года сохраняется прежнее: считают введение ЕГЭ
эффективной мерой борьбы с коррупцией в системе образования 14—16% опрошенных.
Менее популярными стали меры, предполагающие повышение зарплаты преподавателям
(снижение числа тех, кто считает это действенным, с 41% до 25%); а также
перевод всех дополнительных расходов в официально платные (с 22% до 18%) и
переход к платному образованию вообще (с 11% до 7%).
Инициативный
всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 19—20 июля 2008 г. Опрошено 1600
человек в 140 населённых пунктах в 42 областях, краях и республиках России.
Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Что, на Ваш взгляд, сейчас более всего необходимо
для поступления в высшее учебное заведение?
|
|
2003 г.
|
2008 г.
|
Знания
|
19
|
33
|
Связи
|
15
|
14
|
Деньги
|
61
|
49
|
Затрудняюсь
ответить
|
5
|
4
|
Что,
на Ваш взгляд, сейчас более всего необходимо для поступления в высшее учебное
заведение?
|
|
Всего
опрошенных
|
Возраст,
лет
|
18—24
|
25—34
|
35—44
|
45—59
|
60
и старше
|
Знания
|
33
|
29
|
29
|
32
|
34
|
37
|
Связи
|
14
|
20
|
15
|
12
|
13
|
11
|
Деньги
|
49
|
47
|
53
|
52
|
49
|
45
|
Затрудняюсь
ответить
|
4
|
4
|
3
|
4
|
4
|
7
|
Если
у Вас в семье есть студенты, абитуриенты или Вы сами являетесь студентом,
абитуриентом,
то приходилось ли Вам за последние три года сталкиваться со следующими
ситуациями
(Один ответ по каждой строке)
|
|
|
Да,
приходилось
|
Нет,
не приходилось, хотя студенты, абитуриенты в семье есть
|
Студентов,
абитуриентов в семье нет
|
Затрудняюсь
ответить
|
Нанимать
репетиторов из числа преподавателей вуза, в который планировалось поступление
|
2005 г.
|
5
|
20
|
72
|
3
|
2008 г.
|
8
|
31
|
54
|
7
|
Платить
неофициально деньги руководителям, преподавателям вуза за поступление
|
2005 г.
|
2
|
22
|
72
|
4
|
2008 г.
|
4
|
32
|
55
|
9
|
Платить
неофициально, «на руки» преподавателям деньги за экзамены, зачеты во время
сессий
|
2005 г.
|
5
|
19
|
72
|
4
|
2008 г.
|
8
|
30
|
55
|
7
|
Какие
из следующих мер, по Вашему мнению, будут способствовать борьбе с коррупцией
и взяточничеством в системе образования, а какие — нет? (Один ответ по каждой строке)
|
|
|
Может
предотвратить коррупцию
|
Если
и поможет в борьбе с коррупцией, то не существенно
|
Никак
не скажется на уровне коррупции
|
Затрудняюсь
ответить
|
Повысить
зарплату преподавателям
|
2005 г.
|
41
|
28
|
26
|
5
|
2008 г.
|
25
|
34
|
33
|
8
|
Сделать
все дополнительные расходы официально платными
|
2005 г.
|
22
|
31
|
38
|
9
|
2008 г.
|
18
|
31
|
37
|
14
|
Сделать
платным все образование
|
2005 г.
|
11
|
21
|
56
|
12
|
2008 г.
|
7
|
23
|
57
|
13
|
Более
жестоко наказывать взяточников
|
2005 г.
|
45
|
29
|
19
|
7
|
2008 г.
|
54
|
24
|
14
|
8
|
Введение
наказания для родителей-взяточников
|
2005 г.
|
23
|
32
|
34
|
11
|
2008 г.
|
31
|
30
|
26
|
13
|
Введение
единого государственного экзамена
|
2005 г.
|
16
|
27
|
36
|
21
|
2008 г.
|
14
|
21
|
38
|
27
|
Вернуться назад
|