Про 37-ю школу нам рассказали, что ее отремонтировали за три месяца. Буквально: в мае дети ушли на каникулы, первого сентября вернулись, а школа уже совсем другая. Там синие-синие стены и ни соринки на полу. На видном месте под стеклянным колпаком стоят два "Хрустальных пеликана", малый и большой, - награды Андрея Успенского. Говорят, что стоят они там постоянно, а не для гостей. И колпак над ними еще ни разу не заменяли.
Но главное все же не косметика, а нутро: теперь, после ремонта, школу позиционируют как центр образования всего Северо-запада. Она - цифровая. То есть, нет в ней мела, тряпок, деревянных досок, бумажных таблиц в рулонах и прочего. Доски - интерактивные, они как -огромные плоские мониторы, происходящим на которых можно управлять пальцами: нажимаешь - открывается нужное окно, проводишь линию, что-то выделяешь, подчеркиваешь, пишешь. Когда в школьном актовом зале идет мероприятие, его можно посмотреть в Интернете. Особенно нас впечатлила доска на первом этаже, там, где обычно висит расписание. Маленькая, но вместительная - нажатием пальцев можно узнать расписание уроков, кружков, секций и даже меню школьной столовой. Рассказывают, что еще есть идея установить на входе видеокамеры - не только ради безопасности, но и чтобы фиксировать настроение детей, которые идут в школу. И снимки детских лиц передавать школьному психологу - пусть делает выводы... Фантастика, одним словом.
Правда, на презентации школы вологодский губернатор Вячеслав Позгалев признался, что его мучают противоречивые чувства: в трети школ области до сих пор нет теплых туалетов, в четверти - водопровода. И как в один момент переучить самих учителей? Хотя потом, очень кстати и вслух вспомнил, что он член "Единой России". И несколько часов спустя, на пресс-конференции, стоя рядом с главой компании "Северсталь" Алексеем Мордашовым, пообещал:
- Через пять лет школа, подобная 37-й, будет в каждом районе- Вологодской области. Мы подсчитали - это реально.
Было видно, что такое настроение губернатора по-нравилось Андрею Фурсенко гораздо больше.
Вечером за ужином наша куратор из Минобразования Оксана рассказывала, что в Москве тоже открыта такая "электронная школа". Она настолько "электронная", что на входе стоит идентификатор отпечатков пальцев, то есть пропуск ученика в школу - его палец... А накануне первого сентября специалисты Министерства проводили селекторное совещание - регионы отчитывались о готовности к новому учебному году. Город Невельск, где недавно произошло сильнейшее землетрясение, докладывает: не откроются три школы, с остальными порядок. Затем на связь выходит Пермский край: из-за отсутствия пожарной сигнализации не откроются пятьдесят процентов школ. Без землетрясения! Я про себя подумала, что нам это очень знакомо. А коллега из республики Саха негромко прокомментировала:
- По-моему, в федеральном центре очень мало знают, что на самом деле происходит в районах...
Еще она заметила: конкурсы профессионального мастерства становятся кузницей кадров для отделов и департаментов образования. Стоит учителю хорошо показать себя хотя бы на областном уровне - все, трудоустроен... Я тоже мысленно поставила себе "галочку": победительница предыдущего областного "Учителя года" Ирина Волова сегодня возглавляет новодвинский комитет образования. Значит, мы идем и спотыкаемся в каком-то общем направлении?
- А вы знаете, я разговаривала сегодня с ребятами из 37-й школы. Они говорят, что до сих пор с этим фантастическим оборудованием толком и не поработали, - перебила наша самая юная газетчица Женя.
И тут мы как-то успокоились. Как будто все встало на свои места, все нормально, привычно. И то, что политики в предчувствии выборов пробуют одной ногой, тепла ли в сфере образования водица. И то, что столичные коллеги в кулуарах прогнозируют: во второй раз вологодскому учителю победить не дадут - еще один такой праздник "Северсталь" оплачивать не будет...
А после трудного конкурсного дня журналистов и педагогов возили в Ледовый дворец кататься на коньках. Мы фотографировали без конца: когда ж еще увидишь самых лучших учителей России всех вместе - и на коньках? Многие на лед-то вышли чуть не в первый раз, но все равно ведь вышли: падали, хохотали, вставали, цепляясь за бортики и друг дружку...
И тут позади меня один из администраторов Дворца, который такое зрелище пропустить не мог и поэтому сидел в зрительском кресле, произнес, будто стихотворение процитировал:
- Цинизму жизни противопоставим учителя простого на коньках...
Светлана ГАВРИЛОВА.
ПОЛУЧИЛАСЬ БЫ ШКОЛА НАШЕЙ ОБЩЕЙ МЕЧТЫ
Один из заключительных этапов конкурса - публичная лекция. За десять минут учитель должен раскрыть перед жюри свою философию образования. Когда после лекции мы с коллегами решили обменяться впечатлениями, оказалось, что оно одно: собрать бы этих пятнадцать человек и построить для них школу. Наверное, это получилась бы школа нашей общей мечты.
Юрий Соркин, учитель английского языка, ЯНАО:
- Общеобразовательная школа похожа на тюрьму: и здесь, и там срок - это главное. Она воспитывает приспособленцев. А ведь главное, чему должна научить школа, - нрав-ственному применению полученных знаний.
Дмитрий Гущин, учитель математики, Санкт-Петербург:
- Недовольство системой образования, которое мы наблюдаем сегодня, - это замечательно. Потому что недовольство системой образования - это переживание за судьбу Отечества.
Елена Беляева, учитель английского языка, Белгород:
- Каждый ученик должен получить свою порцию аплодисментов.
Валерий Конышев, учитель географии, Омская область:
- Хорошая школа - это школа, "пристроенная" к ребенку со всех сторон. Школа, которая научит ребенка быть счастливым.
Жанна Курченкова, учитель английского языка, Новосибирск:
- Русское слово "образование" буквально означает "восстановление в человеке образа Божьего"...
Сергей Мариниченко, учитель мировой художественной культуры, Волгодонск:
- Учитель должен стать подмастерьем по отношению к ученику. Мудрым, великим, но подмастерьем!
Анастасия Комарова, учитель русского языка, Мурманск:
- Я учитель, я счастливый человек.