Главная > Северный Комсомолец > Когда туман рассеялся

Когда туман рассеялся


19/10/07, 00:00. Разместил: admin
Невооруженным глазом видно, что название спектакля - исключительно коммерческое. Тем более, что в авторском варианте оно звучит вообще шокирующе: "Вышел ангел из тумана, вынул "Приму" из кармана". И зритель настроился посмеяться, отдохнуть - не "русские бабки", конечно, но по всему, должно быть легко и весело.

Начало пьесы. Диалог между двумя немолодыми женщинами - Екатериной Кондратьевной (Людмила Бынова) и Беллой Соломоновной (Вера Томилина). Зал смеется. Но подспудно уже понимает, что-то здесь не так.

Здороваясь с соседкой, Екатерина Кондратьевна говорит как бы сама себе: "Сон приснился замечательный, будто ехали мы на тройке с бубенцами по лесу, вдруг как снег повалил, я ловлю снежинку, а это вовсе не снег, а пух тополиный, и мне Сашенька говорит: "Эх, Катюша, зима какая теплая", - и целует меня за ушко. Запах сказочный. Откуда?"

И правда - откуда? Откуда такие трепетные слова и чувства? Явно не из пьесы, автор которой хотел бы просто развлечь публику. А дальше все идет понарастающей.

Пьеса многослойная и коварная. Актеры будто на минном поле. Один неверный жест - и проникновенное произведение превратится в пошлый фарс.

Конечно, каждая актерская работа здесь имеет свой вес. Но есть две особенные - это роль матери взрослых успешных сыновей, бывшей фронтовички Екатерины Кондратьевны и Архангела Гавриила (Сергей Чуркин).

Заслуженная артистка России Людмила Бынова будто создана для этой роли. Здесь все точно, как говорится, без замечаний.

А вот Сергей Чуркин в очень сложной роли Архангела Гавриила представлялся с трудом. Он хороший актер. Но здесь этого мало. Ведь возьми он чуть-чуть неверный тон - все просто погибнет.

В Московском театре Сатиры эту роль играет блистательный Лев Дуров. (Екатерину Кондратьевну - Ольга Аросьева, для которой и была написана эта роль).

Не знаю, что произошло с Чуркиным в последнее время. Или ничего не произошло внешне, а просто что-то накопилось, что сейчас и вылилось на сцене. Но явно это что-то значительное и глубокое. Этот актер явно перешел на некий иной, качественный уровень.

Впрочем, после появления Гавриила, некоторые зрители уходили из зала, не рискнув досмотреть спектакль с пьющим Архангелом: "Два дня, матушка, ни в одном глазу. Мир кажется мне чем-то застывшим, неподвижным, со вчерашнего вечера мне не хватает в нем движения и парадоксальности, мне хочется, чтобы он накренился вправо или влево".

А еще он поощряет желание Екатерины Кондратьевны влюбиться и родить хороших деток вместо плохих. Екатерина Кондратьевна: " И вот я иду, солнце светит, снежок с неба сыпется, мороз щеки жжет, влюбиться хочу аж до потери сознания, и аж сердечко заходится, а вот не в кого!" "Мне нужно, Гаврюша, нарожать новых деток, добрых, ласковых, эти червивые, злые, нехорошие, лгут, что любят друг друга... я беременна, мне нельзя волноваться".

И если родные дети объясняют это состояние расстройством психики из-за стресса, то Гавриил иного мнения: "Великолепно! Какая прекрасная страсть! Рожать! В любом возрасте, при любых обстоятельствах продолжать свой славный род, качать детей на руках во время войны, голода, тифа, в юности и глубокой старости! Браво! Вот поколение титанов, великих людей. Я пью за великих женщин!"

И не случайно перед пьяницей, бомжом, прицепившим лохматые крылья, на колени становятся два очень самодостаточных человека. Потому, что в нем есть непостижимая для них сила и великое человеколюбие. А у них самих нет сил нести дальше свою самость и гордыню. У одного миллионы и власть, другой бедный и гордый. А суть одна...

Когда братья, ранее ненавидящие друг друга, обнялись - зрители зааплодировали. Значит, сидит в нас жгучее желание собственного покаяния. Но как? Не случайно мы неумело и неловко исповедуемся друг другу в душных купе дальних поездов. И курсируют "исповедальные поезда" по всей России...

Спектакль богат на хорошие актерские работы. Молодая актриса Мария Беднарчик - дочь миллионера Нина - показала, что в ее актерской палитре появились новые краски. Елена Лупачева играла Риту, дочку уже другого брата. Сколько там ей лет? Чуть за двадцать? Верю!

Кажется, не совсем попал в роль Сергея, младшего сына, олигарха, актер Александр Дубинин. Не то, чтобы он плохо играл. И дело не в том, что богатые люди как-то по-иному выглядят. Внешне они могут выглядеть как угодно. Просто у них иное сознание и поведение. Это словами не передать. Представьте - рядом хищник. Сильный, могучий. Будет у него мотивация, он вас защитит от кого угодно. А может и голову откусить.

Если говорить о многослойности спектакля, то есть там, на мой взгляд, даже некий перегруз. В част-ности, с немыми свидетелями прошлого, которые неподвижно стоят на краю сцены. Видимо, это солдаты, которые умирали каждый час, и о которых вспоминала Екатерина Кондратьевна. Они - вот такой немой укор потомкам...

А вот - очень точно сыгранная сцена, которая как бы идет особняком - когда семьи двух ненавидящих друг друга братьев придумывают историю для больной матери о том, что они помирились. И как они счастливы даже в своих мечтах о семейном мире и любви...

Но может ли Каин любить брата своего Авеля?

Грешник Гавриил, он же батюшка, влюбившийся в прихожанку, поэтому лишившийся прихода, повторяет: "Мои молитвы полны благодати, они лопаются, как перезревший виноград".

Эта благодать, оказывается, может сотворить великое чудо. Но такое трепетное - только смигни, и его уже нет...

Светлана ЛОЙЧЕНКО.


Вернуться назад