Главная > Северный Комсомолец > Форпост и платформа "Севмаша"

Форпост и платформа "Севмаша"


19/10/07, 00:00. Разместил: admin
Нынешний генеральный директор "Севмаша" Николай Калистратов с виду под стать своему предприятию - большой, солидный. Я невольно наблюдала за ним, когда была на съезде "Единой России". Он выделялся даже среди множества важных людей, которых было немало в зале.

И вот Николай Яковлевич предложил "приехать на экскурсию" и посмотреть предприятие. Конечно, интересно. И я приняла это приглашение с благодарностью. Но, честно говоря, ничего особого увидеть не ожидала. Предприятие ведь закрытое...

ГЛАВНЫЙ ОБЪЕКТ

Мы проходим пост и оказываемся на территории завода. Она тянется на три километра. Чисто, зелено. Такой городок внутри большого города. Садимся в автобус, и сопровождающий нас Александр Борисович Холодов, начальник управления информации "Севмаша", говорит:

- Начнем, конечно, с самого главного нашего объекта.

Автобус двигается с места. Боюсь показать свою некомпетентность, поэтому не уточняю, что это за объект - платформа, подводная лодка, ремонтирующийся авианосец "Адмирал Горшков"? Но автобус поворачивает совсем в другую сторону - к Николо-Карельскому монастырю.

- Мы его еще никому не показывали в таком виде, - уточняет Александр Борисович. - Посмотрите, какой он стал.

Предприятие своими силами ведет ремонт храма. А еще пять лет назад здесь были цеха.

Стоя у этих стен, невольно думаешь, что всему, созданному на этом месте, судьбой предначертано быть уникальным. Много раз за этот день мы услышим "нет аналога в мире". И этому монастырю тоже нет аналога в мире.

- Это же первый порт России, - объясняет Александр Борисович. И рассказывает, как еще до возникновения Архангельского порта у стен монастыря причаливали иностранные корабли.

Да, помнится, как штормом прибило сюда английский корабль с уже легендарным Ричардом Чанселлором. (Его записки, кстати, издал архитектор и краевед Юрий Барашков.) Там говорится о "розовом острове", то есть об острове Ягры, и о многом другом, что англичанину, отправившемуся потом в путь по неведомой заснеженной стране, было непостижимо.

И сейчас многое непостижимо. Александр Борисович рассказывает, что монастырские стены не смогли взорвать в двадцатые годы, сколько ни старались. Крепость у них необычайная - ведь форпост, выходит, первое "оборонное предприятие".

Монастырь опустел в начале прошлого века. Теперь вот возвращается к жизни. А через два года Николо-Карельскому монастырю исполнится 600 лет. Это же какая глыба времени...

Смотрю на него, будто через толщу лет и вдруг слышу невероятное:

- Моя мама ездила молиться в этот монастырь.

Это говорит инженер "Севмаша" Николай Афанасьевич Правдин, который тоже помогал нам знакомиться с предприятием. Увидев мое недоумение, объясняет:

- Моя мама 1909 года рождения. Маленькой девочкой в монастырь на праздники ее брала бабушка. Они жили в Цигломени, а сюда добирались на лодке.

Надо же - не потеряна живая ниточка: вот в храм пришел сын прихожанки, которая видела его во всей полноте жизни!

Мы поднимаемся по ступенькам вверх. Сразу заметно, какие из них "родные" - немного неровные, но мощные.

Заходим внутрь. Освящен и действует один из приделов - в честь святых Антония и Феликса Карельских. Это небесные покровители Северодвинска. Прихожане сюда приносят иконы и колокола.

Навстречу выходит молодая женщина вся в слезах. Видно, что молилась, да мы невольно помешали.

Это единственный храм в России, который находится на территории закрытого предприятия. Прихожане - работники "Севмаша". А настоятель храма - отец Александр, тоже раньше работал на предприятии.

Заходим в пока еще неотремонтированный головной храм. Высокий-высокий. Какого полета могли достичь души молящихся здесь!

Место для строительства монастыря было выбрано, разумеется, не случайно. Как затем и место для строительства завода. Так уж получилось, что это оказалось взаимосвязано.

Потом Николай Яковлевич Калистратов рассказал такую полулегенду:

- Говорят, что Сталину на выбор показали несколько мест для будущего строительства. Он указал именно на монастырь - дескать, монахи знали, где строить...

И уж если исторически так сложилось, что монастырь и кораблестроительный гигант свела судьба, то эта совместная судьба должна быть достойной.

- Монастырь мы будем ремонтировать, - продолжает Николай Яковлевич. - И его юбилей отпразднуем по-настоящему. Это наш главный объект - отсюда все начиналось...

КОГО В РОССИИ НЕ ХВАТАЕТ?

Дальше наш путь лежит на набережную, где строится платформа "Приразломная". Конечно, волей-неволей это словосочетание я слышала много раз, видела снимки - что-то красное и квадратное.

И вот мы выходим из автобуса - и я не узнаю виденную на картинках платформу. Честно говоря, в первые минуты подумала, что это строительство чего-то иного, того, о чем я еще не знаю. Просто эту мощь невозможно передать ни фотоснимком, ни телекамерой.

Тут все делается впервые в мире и все уникально. Аналогов нет! Поэтому и учиться негде - только до всего доходить самим. Александр Борисович объясняет, что размер этого сооружения - полтора футбольных поля. А высота...

Поднимаю голову и вижу, как по лестницам, которые устремляются ввысь платформы, бегают люди. Высоты они явно не замечают.

К нам спускается Сергей Владимирович Ситников, заместитель ответственного сдатчика объекта, и предлагает задавать вопросы. Да, я задаю какие-то вопросы, вроде того, когда должны сдать это чудо? Он объясняет, что сдача запланирована на 2009 год, и все сроки согласованы с заказчиком - компанией "Севморнефтегаз", это дочернее предприятие "Газпрома". А строится морская ледостойкая платформа для разработки месторождения нефти на шельфе Печорского моря. Конечно, информация - дело важное. Но ощущения...

Александр Борисович вдруг спрашивает - а не хотим ли мы подняться наверх? Еще как хотим! Но разве можно?

Он куда-то звонит, что-то уточняет, оказывается, наш допуск позволяет это сделать! А ведь никто из журналистов-газетчиков пока на саму платформу не поднимался.

- Вы скоро устанете, - предупреждает Сергей Владимирович. - Это высоко.

Конечно же, мы не устаем. Ощущения - как в детстве, когда тебя берут туда, куда обычно пускают только взрослых. Поднимаемся по той же лестнице, за которой только что наблюдали. Вверху небо и ничего не страшно. А вот когда смотришь вниз... Лестницы мощные, все надежно, но вот обилие пространства вокруг делает ноги немного ватными.

- На какой высоте мы находимся сейчас? - уточняю.

- На высоте девятиэтажного дома, - отвечает Сергей Владимирович, - это средний уровень.

По узкому мостику переходим на саму платформу. "Приразломная" была заложена еще в 1995 году. Ее строительство то двигалось, то останавливалось. Но теперь все должно идти по графику.

- А здесь непосредственно будет закачиваться нефть, - показывает Сергей Владимирович на какую-то конструкцию. - Еще предстоит отстроить жилой отсек, притом он должен быть удобным, комфортным - ведь люди будут работать в суровых условиях.

Мы делаем еще переход, и оказываемся на самом верху - на крыше. Вид неописуемый - весь завод как на ладони, видна соседняя "Звездочка", а дальше - город. Наш фотокор Павел Кононов без устали щелкает затвором камеры.

Сказать, что здесь захватывает дух - ничего не сказать. Ощущение полета и восторга. И от высоты, и от мощи. От того, что мы это можем - так надоело быть "двоечниками". От того, что вокруг мужики, которые занимаются настоящим мужским делом.

Вспоминается Жванецкий, которого спросили - чего сейчас особенно не хватает России? Он ответил - инженеров. Настоящих инженеров, которые бы проектировали, строили, а вечерами ходили в Политехнический слушать хорошие стихи.

Так вот на этой высоте они есть! Хотя их тоже не хватает. Как и обычных рабочих рук. Оказывается, что строить нашу платформу приезжают специалисты из разных городов России. Здесь мы встретили прораба Василия Жевнера из Смоленска. Он рассказывает, что бывал на многих стройках России, Украины, в частности строил атомные станции. В Северодвинске ему очень нравится. Живут они с коллегами вчетвером в трехкомнатной квартире со всей обстановкой.

- И на моем кармане это не сказывается, - объясняет Василий.

А еще он рассказывает, что парни из Смоленска и области буквально открыли для себя Северодвинск, ездят сюда охотно - работа интересная, хорошо оплачивается, есть соцпакет и перспективы роста.

- Многие уже женились и стали северодвинцами, - говорит он. - Они очень довольны и не понимают - почему северодвинские ребята ищут счастья где-то на стороне?

Но встретили мы там и коренных северодвинцев. Спрашиваю - а важно ли им то, что работают на таком уникальнейшем объекте? Отвечают, что да, конечно. Это интересно, а потом ведь можно будет гордиться, что создавали это чудо...

"КАЛИСТРАТОВСКИЙ ПРИЗЫВ"

Кадровый вопрос - особенный. Генеральный директор говорит о нем с болью:

- Вот был в Кехте, здоровые парни занимаются какой-то ерундой, мотоцикл "Иж" "мучают", а предложил им идти на завод - не хотят. Почему? Может быть, мы им не так объясняем? Или народ у нас плохой, или мы плохие руководители? Нет, народ не может быть плохим...

- Наверное, - пытаюсь рассуждать, - эти парни просто не понимают своего счастья. Вот ходят они с пивными банками в руках...

- И я ходил с пивом в их возрасте! - парирует Николай Яковлевич...

- Так вот, ходят они с пивом в руках, но сами ведь хотят делом заняться, притом хорошим - просто они не привыкли, что кто-то ими всерьез интересуется, что они - настоящий ресурс, который надо беречь.

- Едут к нам из других мест, а свои, может быть, не знают, что можно у нас работать? - сокрушается Николай Яковлевич. - Если в деревне делать нечего, шли бы к нам - и родителей можно навещать, и избу содержать, и от корней не отрываться.

- Но вот приедет к вам такой парень "от сохи", что он будет у вас делать?

- Я сам от сохи! - чуть горячится Калистратов. - Сам жил в комнате в общежитии. И сейчас тех, кто придет к нам, в общежитие поселим, а семейным дадим комнату. А что касается профессии, то у нас разработана целая система профессионального обучения. Сначала человек учится, потом учится и работает и получает зарплату. Если это дисциплинированный и серьезный парень, у него сколько угодно возможностей для роста. Конечно, мы будем проводить собеседование - производство у нас серьезное. Но и зарплаты хорошие - для начинающего рабочего до 15 тысяч рублей, если освоят основы профессии. Можно через некоторое время и машину купить. Помню, как я мечтал о своей машине... Они, наверное, тоже мечтают...

Можно сказать, что предприятие выполняет еще один государственный заказ, возможно, не менее значимый - это трудоустройство молодежи. Особенно той, что живет в глубинке и не знает куда себя деть. А ведь даже сказать, что работаешь на "Севмаше" - как звучит!

"СЮДА БУДУТ САДИТЬСЯ САМОЛЕТЫ"

"Адмирал Горшков" - весь в строительных лесах. Выглядит где-то даже забавно. Коль уж мы следуем по стопам министра обороны, то путь наш лежит именно туда. Конечно, знаем, что это проблемный объект. На продолжение ремонта требуется иная сумма, чем предполагалось вначале. Но если не знать об этом, то на вид не скажешь, что тут есть какие-то трудности. Везде идет работа.

Поднимаемся наверх. Александр Борисович Холодов показывает на палубу, где будет установлено новое покрытие, его тут полностью поменяли. Сюда будут садиться самолеты.

Наверху тоже кругом леса. Стройка - она и на авианосце стройка. Люди, с которыми мы общаемся, считают, что недоразумения, возникшие по поводу разной стоимости ремонта, скоро разъяснятся. Ведь и наша, и индийская стороны заинтересованы, чтобы "Адмирал Горшков" скорее покинул свое сегодняшнее пристанище.

Потом мы побывали на плавучем дебаркадере, где переодеваются рабочие. Идем вдоль борта, к которому пришвартовано что-то темное и необъятное. Сначала я вижу только часть этого "что-то" и слышу в объяснениях Александра Борисовича слова: "размер - два футбольных поля". (Такие размеры, что лучше вымерять футбольными полями.) Не сразу понимаю, что это подводная лодка! Какая махина. Оказывается - самая большая атомная подводная лодка в мире! Это знаменитая "Акула".

"В ПАРТИИ ДАВНО И ОТНОШУСЬ К ЭТОМУ СЕРЬЕЗНО"

Конечно, я не могла не спросить Николая Яковлевича о его намерении идти в Госдуму. Все-таки он стоит вторым номером в региональном блоке федерального списка кандидатов в депутаты от партии "Единая Россия". Конечно, его авторитет в Северодвинске высокий - почему бы партии его не использовать?

- В партии я состою давно и отношусь к этому очень серьезно, - отвечает Николай Яковлевич. - Не разделяю мнение тех, кто считает, что политикой можно не заниматься. Мы должны быть ответственны за свое будущее. Мне хочется, чтобы в стране была преемственность нынешнего курса, который определил президент. Чтобы была стабильность. И то, что я оказался в списке "Единой России" - для меня важно.

И развитие уникального предприя-тия, которым он руководит, Николай Яковлевич связывает с политикой партии, которую он представляет избирателям.

Об уникальности завода мы услышали еще много раз. Особенно в музее трудовой славы и воинской доблести. Сам музей - тоже отдельная тема. Видно, что в него вложено столько любви и труда. И экспонаты тоже уникальные.

Экскурсию для нас проводит Сергей Александрович Спирихин, он же автор книги "Надводные корабли, суда и подводные лодки постройки завода N402 - ФГУП "ПО "Севмаш" (1942-2005)". То есть - полный справочник о том, что было создано на "Севмаше".

И от Сергея Александровича мы узнаем о не повторенных пока в мире рекордах, которые установили корабли и люди, работающие на этом предприятии.

Теперь знаю: "Севмаш" - предприятие закрытое "по долгу службы". Но оно оказалось очень открытым и потрясающе интересным. Его бы показывать хоть изредка, чтобы поднять уровень чувства собственного достоинства и патриотизма. Если мы умеем делать то, что не может никто в мире, значит, должны суметь и жить так же...

Светлана ЛОЙЧЕНКО.



Вернуться назад