За последние два года интерес россиян к истории вырос: доля тех, кто в той или иной степени увлекается ей, увеличилась с 39 до 62%. Как правило, это высокообразованные респонденты (72%) и жители средних городов (68%). Одновременно, меньше стало тех, кто не проявляет интереса к истории нашей страны — с 54 до 38%. В основном это малообразованные россияне (54%), а также жители малых городов и сел (40—41%).
По мнению большинства наших сограждан, оценка исторических событий должна быть единой и неизменной, а их переосмысление — недопустимо (60%). Так думают, в первую очередь, москвичи и петербуржцы (68%) и пожилые россияне (66%). Впрочем, почти каждый третий респондент полагает, что написание истории — бесконечный процесс и каждое поколение трактует ее с высоты своих знаний и настроений (31%). Такая позиция наиболее характерна для жителей средних городов (39%) и тех, кто моложе 34 лет (38%).
61% россиян уверены, что «национальные истории» недопустимы и историческая правда всегда одна. Такого мнения придерживаются, как правило, столичные жители (79%), а также сторонники КПРФ и «Справедливой России» (по 66%). 31% респондентов, напротив, считают, что ситуация, когда одно и то же историческое событие имеет разную трактовку в памяти разных народов - это, в основном, жители средних городов (39%) и приверженцы ЛДПР (33%).
История — это наука и инструмент познания (66%). Только 26% опрощенных полагают, что история в принципе не может существовать вне политики и политической борьбы. Первую точку зрения поддерживают сторонники «Справедливой России» (73%) и те, кто очень интересуется историей (77%). Им оппонируют, как правило, приверженцы ЛДПР (33%) и те, кто никогда не проявлял интереса к истории (34%).
Россияне имеют вполне однозначное мнение об учебниках истории для школ: 79% считают, что такой учебник должен быть единственным для всех школ, чтобы исключать путаницу и разноголосицу в головах учащихся. Как правило, так думают пожилые респонденты (86%) и южане (93%). В меньшинстве — те, кто допускает существование одновременно нескольких учебников истории, чтобы учителя могли выбирать, по какому из них учить детей (15%). Такой позиции придерживаются, в основном, 18—24-летние россияне (21%), уральцы и сибиряки (по 23%).
За то, чтобы учебник истории был единственным для всех школ, выступают, в основном, те, кто очень интересуется историей нашей страны (84%). Одновременное существование нескольких вариантов таких учебных пособий допускают, как правило, те, кто никогда не увлекался историей (18%).
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 3—4 октября 2009 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Вы в целом интересуетесь нашей историей или нет? (закрытый вопрос, один ответ) |
||
|
2007 |
2009 |
Очень интересуюсь — читаю книги по истории, смотрю исторические фильмы, посещаю музеи |
7 |
16 |
Интересуюсь время от времени — когда есть возможность и желание |
32 |
46 |
Скорее не интересуюсь — в школе (институте) она была интересной, но теперь на неё нет ни времени, ни особого желания |
36 |
27 |
Никогда не интересовался и сейчас не интересуюсь |
18 |
11 |
Затрудняюсь ответить |
6 |
1 |
В последние годы многие исторические события переосмысливаются, получают новую трактовку. Каково Ваше отношение к этому процессу? (закрытый вопрос, один ответ) |
||||||
|
Всего опрошенных |
Возраст, лет |
||||
18—24 |
25—34 |
35—44 |
45—59 |
60 и старше |
||
Написание истории — это бесконечный процесс. Исторические события не могут в принципе иметь однозначной трактовки, ведь история пишется людьми и каждое поколение трактует ее с высоты своих знаний и настроений |
31 |
38 |
38 |
33 |
29 |
23 |
Оценка исторических событий должна быть единой, неизменной и строго научной, не зависящей от времени. Следует однажды зафиксировать, как все на самом деле происходило в истории, и больше ничего не менять, не возвращаться к этому |
60 |
54 |
56 |
59 |
62 |
66 |
Затрудняюсь ответить |
9 |
9 |
6 |
8 |
10 |
12 |
Одни и те же исторические события в памяти разных народов часто выглядят по-разному. Например, Бородинскую битву считают своей победой и французы, и русские. А что Вы думаете по этому поводу? (закрытый вопрос, один ответ) |
||||||
|
Всего опрошенных |
Тип поселения |
||||
Москва и Санкт-Петербург |
Более 500 тыс. жителей |
100—500 тыс. |
Менее 100 тыс. |
Сёла |
||
Это нормальная ситуация, каждый народ трактует исторические события согласно своим убеждениям, интересам |
31 |
23 |
27 |
39 |
31 |
31 |
«Национальные истории» недопустимы. Необходимо соблюдать историческую правду, а она всегда одна |
61 |
73 |
64 |
59 |
58 |
59 |
Затрудняюсь ответить |
8 |
4 |
9 |
2 |
11 |
10 |
С каким утверждением Вы в большей степени согласны? (закрытый вопрос, один ответ) |
|||||||
|
Все опрошенные |
Партии, за которые россияне проголосовали на выборах в Госдуму России, если бы они состоялись в ближайшее воскресенье |
|||||
«Единая Россия» |
КПРФ |
ЛДПР |
«Справедливая Россия» |
Другая («Правое дело», «Патриоты России», «Яблоко») |
Не стал бы участвовать в выборах |
||
История — это наука, инструмент познания, а не политических манипуляций. Изучением истории должны заниматься ученые, а политики не должны влиять на этот процесс |
66 |
67 |
67 |
61 |
73 |
71 |
64 |
История вне политики существовать не может, это один из действенных инструментов политической борьбы, исключить влияние политики на изучение истории невозможно в принципе |
26 |
26 |
21 |
33 |
22 |
29 |
26 |
Затрудняюсь ответить |
8 |
7 |
12 |
6 |
5 |
0 |
11 |
Как Вы считаете, учебник истории, утвержденный Министерством образования для школ, должен быть только один — или их может быть несколько? (закрытый вопрос, один ответ) |
||||||
|
Всего опрошенных |
Возраст, лет |
||||
18—24 |
25—34 |
35—44 |
45—59 |
60 и старше |
||
Учебник должен быть один, чтобы исключить разноголосицу и путаницу в головах учащихся |
79 |
73 |
76 |
77 |
81 |
86 |
Учебников должно быть несколько, чтобы учителя имели возможность выбирать, как учить детей |
15 |
21 |
18 |
15 |
14 |
9 |
Затрудняюсь ответить |
6 |
6 |
5 |
8 |
5 |
6 |