Главная > Новости (RSS) > Выставка известного живописца Ивана Кротова откроется в музее ИЗО

Выставка известного живописца Ивана Кротова откроется в музее ИЗО


25/01/10, 18:20. Разместил: admin
Архангельск. В эту пятницу в Музее изобразительных искусств состоится открытие выставки Ивана Котова из цикла «Судьба и творчество». Об этом сайту WWW.ARHPERSPECTIVA.RU сообщили в пресс-службе музея.

Выставка представит произведения живописи из коллекции Музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» и Архангельского отделения Союза художников.

«Меня навек заворожила строгая красота Севера, хочется рассказать о ней так, как рассказываешь верному другу о самом сокровенном».

Эти слова известного архангельского живописца Ивана Семеновича Котова (1923 — 1989) могли бы стать эпиграфом всей творческой судьбы художника. Его северные пейзажи, окрашенные светлой и нежной лирикой, прозрачные и мягкие по цвету, давно покорили зрителей.

Иван Семенович Котов родился в средней полосе России, в юности жил на Украине, учился в Иванове, стал художником на Севере. Биография Котова во многом схожа с биографией целого поколения художников, чья юность пришлась на суровое время войны, кто с первых дней ушел на фронт, прошел трудными военными дорогами полстраны и встретил Победу в 1945-ом. После войны он возвращается в Ивановское художественное училище, куда поступил еще до войны, в 1940 году. После его окончания, в 1950-ом, он уезжает преподавать рисование в педагогическое училище в северный город Каргополь.

Древняя земля Каргополья дала молодому художнику силу, здесь зародился его талант живописца, отсюда начался его долгий путь в искусстве. Трудно представить, что впервые оказавшись на Русском Севере, он мог остаться равнодушным к его величественной красоте. Не могли не тронуть душу и сердце - народное искусство, архитектура северных домов и древних церквей. Он на всю жизнь сохранил любовь к Каргополю, считал его своей второй родиной.

Преподавательскую деятельность Иван Семенович активно сочетал с творческой работой. Первые работы посвящены школьной жизни: в 1955 году на Республиканской выставке в Москве он представляет одну из первых сюжетных картин «В школу». Это был успех и большое признание.

В 1957 году Котов переезжает в Архангельск. Здесь среди коллег — художников у него появляется возможность расти и творчески развиваться.

У каждого художника наступает такой момент, когда жизнь органически подводит его к теме, близкой его интересам, его дарованию, теме, которая становится его открытием. И такая тема в конце 1950-х годов появляется в творчестве Котова — белые ночи, чудо северной природы. Котов был очарован их колдовством и сумел постичь тайную прелесть белой ночи. Не случайно, наверное, великий мастер беломорского пейзажа Степан Писахов, когда увидел одну из лучших картин художника «Встреча белых ночей», высказал ему лестные слова: «Ты - Левитан Севера». В основу сюжета легли впечатления от народных гуляний, праздников, величавых и торжественных. Картина «Встреча белых ночей» была принята на Республиканскую выставку 1960 года, закуплена Министерством культуры и сейчас находится в коллекции Воронежской картинной галереи. Продолжением темы можно считать и картину «Праздник песни», ставшую такой же известной. Он работал над ней в течение пяти лет, долго искал композиционное решение. Художник написал до 500 этюдов. Сложность была в том, что картина писалась на фоне закатного неба, световое состояние которого трудно передать на холсте, а отсюда много работы — этюдов. Позировавшие ему в те годы молодые сотрудники нашего музея многое могли бы рассказать о «кухне» художника, о его неудовлетворенности, многократной записи уже найденной композиции.

Котов, всю жизнь проработавший в традиции русской школы живописи, известен, прежде всего, своими великолепными пейзажами, «котовскими», отличающимися звучностью колорита, свободной манерой письма. Сильная сторона Котова, этюды с натуры — большие, насыщенные цветом, они заражают свежестью передачи чувства. И по настроению они открыто мажорны, темпераментны. Осенняя распутица, развалы дорожной грязи, окраины деревни, поля — все согрето отношением автора, восторженным любованием каждым мгновением жизни природы («Утренний туман», «Осеннее ненастье» 1977,). Чаще всего на его полотнах предстает особо любимая им Каргопольская земля. Пейзажи Котова вводят нас в прекрасный мир северорусской природы, привлекавшей знаменитых живописцев на протяжении всего ХХ века.

Котов признанный пейзажист Севера, в то же время круг интересов этого большого мастера не исчерпывался только пейзажами северной природы. «Я себя никогда не сковывал пределами какой-либо одной картины в одном жанре, писал, что влекло, писал, как говорится, по велению души. Но, наверное, сама специфика работы над пейзажем мне очень помогла в работе над жанровой картиной и портретом». Портрет действительно занимает серьезное место в творчестве Котова. В 1954 году он успешно выступил на выставке произведений художников Севера «Портретом колхозника Макарова» и «Портретом студентки». Выразительны и самобытны портреты сельских жителей: доярок, телятниц, пастухов — людей простых, из глубинки, не избалованных судьбой. Подлинной удачей художника стал «Портрет помора Василия Голубина». Он вошел во все известные издания, экспонировался на многочисленных выставках, в том числе и на республиканской 1965 года. Художнику удалось создать запоминающийся образ северного труженика - рыбака-помора, с сильным характером. Герой Котова предстает масштабно и значимо.

Нельзя не сказать еще об одной стороне творчества Ивана Котова. На протяжении многих лет он работал над историческими темами, которые стали частью жизни живописца. С середины 1960-х годов он работает над картинами «Хлеб фронту», «В освобожденный Ленинград». Как бывшему фронтовику, темы, соприкасавшиеся с военной историей, были особенно ему близки. Искренне волновала его и история края. Несколько лет было отдано работе над эпохальным полотном «Первый трактор», посвященным коллективизации на Севере. Пожалуй, никто из архангельских живописцев не брал на себя смелость писать такие сложные многофигурные композиции. В процессе работы художником создавались десятки этюдов, которые становились самостоятельными произведениями.

В 1978 году по приглашению командующего Северным военно-морским флотом адмирала В. Н. Чернавина Котов впервые едет в Заполярье. Он был приглашен поработать над военно-морской тематикой в связи с подготовкой к Всесоюзной выставке «Голубые дороги Родины». Встречи с моряками-североморцами подарили ему не только темы для картин, но и настоящую мужскую дружбу. Именно тогда возник замысел написать серию картин «Земля Кольская». В Североморске он читал лекции по изобразительному искусству, консультировал самодеятельных художников. И писал, писал... «Перед парадом» (1980), «Перед походом» (1980), "На вахте"(1981) — сами названия этих работ говорят о морских буднях и праздниках. Котов прекрасно сумел передать дух Заполярья — море, скалы, прибрежные валуны, стерегущие покой красавцы-корабли у причалов.

Иван Семенович Котов проработал в Архангельской организации Союза художников около тридцати лет. Часто бывает, что при жизни художника, мы не всегда в полной мере отдаем должное его творчеству. Иван Котов счастливое исключение — его хорошо знали и любили. Оценивая сейчас творческий путь Котова, видишь, насколько это был цельный и органичный художник. Свой путь в искусстве он нашел довольно рано и остался верен ему всю жизнь, у него не было погони за художественной модой, он не поддался соблазну изменить себе, найти для выражения своих чувств новые живописные приемы. С годами его палитра наполнялась сочностью, живопись становилась зрелой и выразительной. В наследство он оставил нам свой Север, любимый и прекрасный.

Вернуться назад