Выставка представит произведения живописи из коллекции Музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» и Архангельского отделения Союза художников.
«Меня навек заворожила строгая красота Севера, хочется рассказать о ней так, как рассказываешь верному другу о самом сокровенном».
Эти слова известного архангельского живописца Ивана Семеновича Котова (1923 — 1989) могли бы стать эпиграфом всей творческой судьбы художника. Его северные пейзажи, окрашенные светлой и нежной лирикой, прозрачные и мягкие по цвету, давно покорили зрителей.
Иван Семенович Котов родился в средней полосе России, в
юности жил на Украине, учился в Иванове, стал художником на Севере. Биография
Котова во многом схожа с биографией целого поколения художников, чья юность
пришлась на суровое время войны, кто с первых дней ушел на фронт, прошел
трудными военными дорогами полстраны и встретил Победу в
Древняя земля Каргополья дала молодому художнику силу, здесь зародился его талант живописца, отсюда начался его долгий путь в искусстве. Трудно представить, что впервые оказавшись на Русском Севере, он мог остаться равнодушным к его величественной красоте. Не могли не тронуть душу и сердце - народное искусство, архитектура северных домов и древних церквей. Он на всю жизнь сохранил любовь к Каргополю, считал его своей второй родиной.
Преподавательскую деятельность Иван Семенович активно сочетал с творческой работой. Первые работы посвящены школьной жизни: в 1955 году на Республиканской выставке в Москве он представляет одну из первых сюжетных картин «В школу». Это был успех и большое признание.
В 1957 году Котов переезжает в Архангельск. Здесь среди коллег — художников у него появляется возможность расти и творчески развиваться.
У каждого художника наступает такой момент, когда жизнь
органически подводит его к теме, близкой его интересам, его дарованию, теме,
которая становится его открытием. И такая тема в конце
Котов, всю жизнь проработавший в традиции русской школы живописи, известен, прежде всего, своими великолепными пейзажами, «котовскими», отличающимися звучностью колорита, свободной манерой письма. Сильная сторона Котова, этюды с натуры — большие, насыщенные цветом, они заражают свежестью передачи чувства. И по настроению они открыто мажорны, темпераментны. Осенняя распутица, развалы дорожной грязи, окраины деревни, поля — все согрето отношением автора, восторженным любованием каждым мгновением жизни природы («Утренний туман», «Осеннее ненастье» 1977,). Чаще всего на его полотнах предстает особо любимая им Каргопольская земля. Пейзажи Котова вводят нас в прекрасный мир северорусской природы, привлекавшей знаменитых живописцев на протяжении всего ХХ века.
Котов признанный пейзажист Севера, в то же время круг интересов этого большого мастера не исчерпывался только пейзажами северной природы. «Я себя никогда не сковывал пределами какой-либо одной картины в одном жанре, писал, что влекло, писал, как говорится, по велению души. Но, наверное, сама специфика работы над пейзажем мне очень помогла в работе над жанровой картиной и портретом». Портрет действительно занимает серьезное место в творчестве Котова. В 1954 году он успешно выступил на выставке произведений художников Севера «Портретом колхозника Макарова» и «Портретом студентки». Выразительны и самобытны портреты сельских жителей: доярок, телятниц, пастухов — людей простых, из глубинки, не избалованных судьбой. Подлинной удачей художника стал «Портрет помора Василия Голубина». Он вошел во все известные издания, экспонировался на многочисленных выставках, в том числе и на республиканской 1965 года. Художнику удалось создать запоминающийся образ северного труженика - рыбака-помора, с сильным характером. Герой Котова предстает масштабно и значимо.
Нельзя не сказать еще об одной стороне творчества Ивана
Котова. На протяжении многих лет он работал над историческими темами, которые
стали частью жизни живописца. С середины
В 1978 году по приглашению командующего Северным военно-морским флотом адмирала В. Н. Чернавина Котов впервые едет в Заполярье. Он был приглашен поработать над военно-морской тематикой в связи с подготовкой к Всесоюзной выставке «Голубые дороги Родины». Встречи с моряками-североморцами подарили ему не только темы для картин, но и настоящую мужскую дружбу. Именно тогда возник замысел написать серию картин «Земля Кольская». В Североморске он читал лекции по изобразительному искусству, консультировал самодеятельных художников. И писал, писал... «Перед парадом» (1980), «Перед походом» (1980), "На вахте"(1981) — сами названия этих работ говорят о морских буднях и праздниках. Котов прекрасно сумел передать дух Заполярья — море, скалы, прибрежные валуны, стерегущие покой красавцы-корабли у причалов.