Грандиозные мелочи

0 0

 Грандиозные мелочиНЕ ТОРОПЯСЬ...

Ежеквартальные отчеты об исполнении областного бюджета уже стали нормой. Упреки в адрес директора департамента финансов Елены Усачевой теперь ушли в прошлое. Как признали депутаты, довольно бессмысленно критиковать саму Елену Юрьевну - она лишь исполнитель, причем не самый плохой. Вопросы если и возникают, то несколько по иному адресу.

Об успехах исполнения бюджета уже много сказано и, наверное, еще скажут. Мы остановимся на проблемах, пусть и обозначенных на самой сессии не в полном объеме.

Так, откровенно удивил довольно серьезный объем остатков свободных средств на бюджетных счетах: в целом по области более двух миллиардов, при этом полтора миллиарда из них - по муниципальным бюджетам. При наличии просроченной кредиторской задолженности наличие такой суммы означает только одно - до кого-то эти деньги не дошли.

При этом программа капитальных вложений исполнена на 38 процентов к годовому плану. Примечательно, что областные власти такой уровень исполнения объясняют просто: позднее проведение конкурсов, отсутствие актов выполненных работ, позднее зачисление денежных средств на счета главных распорядителей. Однако именно в правильном и своевременном оформлении документов, собственно говоря, и заключается суть работы чиновников. Так что в данном контексте вполне уместно ставить вопрос о качестве и эффективности работы наших бюрократов.

Возможно, с этим фактором связано и отставание от плана при исполнении целевых программ. Так, целый ряд программ выполнен менее чем на 50 процентов к так называемой "уточненной бюджетной росписи на полугодие". Это "Здоровое поколение", "Развитие малого предпринимательства", программа профилактики правонарушений, "Развитие социального обслуживание населения".

... И ПРИХРАМЫВАЯ

Кстати о программах. На сентябрьской сессии депутаты заслушали большой блок отчетов по реализации некоторых из них в 2006 году. Рассматривать все из них смысла нет. Остановимся на двух, которые имеют самое непосредственное отношение к улучшению ка-чества жизни или комфортности проживания на территории области.

Программа "Развитие жилищного строительства" рассчитана на четыре года, 2005-2008. По данным отчета, подготовленного в недрах департамента строительства и архитектуры областной администрации, в 2006 году объемы жилищного строительства увеличились на 86 процентов по сравнению с 2005 годом. Общий объем введенного жилья за первые два года реализации программы составил более 243 тысяч квадратных метров. Правда, социального из них - всего 15 тысяч квадратов.

Депутаты отчет утвердили. Все-таки, 86-процентный рост - дело серьезное. И обратили пристальное внимание властей, в первую очередь, муниципальных, на увеличение объемов строительства жилья за счет внебюджетных источников. Этот посыл депутат областного собрания Андрей Палкин расшифровал специально для нас:

- К сожалению, сегодня при распределении средств, при составлении программ очень распространен -подход -- дайте денег и мы построим муниципальное жилье. Это неправильно. Надо создавать условия для развития частного строительного бизнеса, для строительства частного жилья, особенно в сельской местности. Чтобы люди хотели строить и строили - через ипотечное кредитование, через субсидирование. Аналогично и в больших городах - надо помогать людям, чтобы они вкладывали свои средства. Нереально строить только за счет бюджета - в этом случае перспектива растянется лет на сто. А вот если привлечь частные инвестиции, то можно проблему решить лет за 20.

Палкин знает, о чем говорит: по роду основной деятельности он строитель. Однако есть одно, но серьезное "но". Инвестора можно и нужно заманивать подготовленными, то есть наполненными инженерными коммуникациями, земельными участками под строительство жилья. Вот только, как следует из документов по исполнению бюджета уже года текущего, здесь все не так-то просто. Оказывается, в первом полугодии так и не началось освоение средств, предусмотренных муниципальным образованиям на подготовку территорий, выполнение строительных работ по обеспечению земельных участков инфраструктурой, проектирование и проведение экспертиз. Причем, сумма была выделена немаленькая - 100 миллионов рублей.

Мы, конечно, славимся пессимизмом, но, даже подходя объективно, нельзя не опасаться, что сам факт неосвоения этих средств может весьма удручающе сказаться на итогах реализации программы в ближайшем будущем. И говорить о 86-процентом росте уже не придется.

Опять же, от кого и от чего зависит своевременное освоение средств? Какие здесь могут быть критерии?

Еще одна программа, знаковая для региона - "Газификация Архангельской области". О ее необходимости написано столько, что материалов хватит на многотомную эпопею. Говоря коротко, полномасштабная реализация позволит "комплексно решить экологические, энергетические, экономические и социальные проблемы устойчивого развития" региона. Как уверяет администрация области, запланированные на 2006 год мероприятия программы выполнены полностью. Труба была доведена до отметки 374 километр. Проще говоря, до Плесецка и Мирного. Общий объем освоенных средств составил более 9,5 миллиардов рублей, из которых 8,7 миллиарда - вложения "Газпрома".

Конечно, на фоне этих миллиардов неосвоение полутора миллионов "областных" рублей, предназначенных для газификации жилого фонда поселка Шипицыно, выглядит скромно, даже незаметно. Тем более, что есть и объективно-смягчающие обстоятельства: не освоили в связи с поздним перераспределением средств, конкурсы и аукционы на проект-ные и строительные работы проводились в сжатые сроки, поясняют чиновники. Мол, распределительные газопроводы в Шипицыно сдаются в 2007 году, поэтому средства, в первую очередь, осваивались на пусковых объектах в Мирном и Плесецке. Логично? Вполне. А жители Шипицыно немного подождут, ничего страшного. Президент же не туда поехал, а на космодром.

Кстати говоря, на сессии вопрос возник - а для кого, собственно, газопровод-то строится, деньги осваиваются, труба закапывается? Ради красивого отчета или все же для населения? Как заметила Надежда Павловская, "в Вельске три котельных на газ перевели, а лимитов на газ нет. Люди недовольны".

Конечно, недовольны - газопровод есть, а газа нет. Почему? Чиновники сами не верили, что успеют построить, котельные к сроку подготовить, потому и о лимитах не подумали?

ВЕДРА ПОДСТАВЛЯТЬ НЕ УСПЕВАЕМ

На фоне грандиозных победных реляций выискивание этих и подобных им блох выглядит, на первый взгляд, этаким начетничеством. Может быть. Вот только за всеми этими мелочами стоят живые люди, те самые рядовые жители, они же простые избиратели. И все эти, довольно абстрактные, недоосвоенные миллионы, не проведенные в срок аукционы и конкурсы, не доработанные правила оборачиваются вполне конкретными проблемами обычных северян.

Так может быть, именно удобство, комфорт простых северян и взять за мерило эффективности бюджетных инвестиций? Именно этот показатель взять за точку отсчета? В конце концов, президент России не раз и не два говорил, что задача власти и чиновников - это услуги населению.

Времена ведь изменились. Это еще лет пять назад искусство управления заключалось в умении ловко штопать бюджетные дыры. Но сейчас федеральные сред-ства в прямом смысле слова хлынули золотым дождем. Только успевай ведра подставлять. Шутка ли, ТРИ МИЛЛИАРДА рублей перечислил федеральный центр нашей области.

Есть, правда, одна тонкость - надо успеть эти средства освоить. И в этом случае ссылки на "не успели документы подготовить" уже не проходят. Надо успевать, иначе деньги придется возвращать.

Андрей МУРАШОВ, фонд Перспектива, www.arhperspectiva.ru.


Похожие новости

Последние новости