Бюджет как орудие пропаганды

0 0

 Бюджет как орудие пропагандыМЕЖДУ ЦИФРОЙ И ПИАРОМ

Выступавший на конференции областных единороссов губернатор Николай Киселев в очередной раз блеснул оптимизмом: 24 млрд. рублей "весит" проект областного бюджета на 2007 год. При этом, как не преминули подчеркнуть в пресс-релизе, сумма в два раза больше, чем последний бюджет предыдущего губернатора.

Давать сравнения с временами предшественников - добрая традиция, существующая еще с советских времен. В Союзе сравнивать достигнутые показатели с 1913 годом было принято аж до конца 80-х. Ход удобный - при таком сравнении всегда будешь в выигрыше. Даром, что от объективного статистического анализа в таком сравнении нет ничего: подобные сравнения - удел пропагандистов.

Если же говорить о статистических показателях, то они гораздо скромнее. Доходная часть бюджета Архангельской области на 2007 год за счет всех источников финансирования сформирована в сумме 23 745,5 млн. рублей, то есть на 28 процентов выше уровня 2006 года. Что касается собственных доходов, то здесь результативность прилагаемых усилий еще скромней - сами мы заработаем 11,4 миллиарда. В сравнении с нынешним годом - рост лишь на 15 процентов. Что в свою очередь немногим выше прогнозируемой инфляции (которая ожидается на уровне 8,3 процента). Вот и получается, что более половины бюджета мы получаем вовсе не от собственных трудов, а от щедрот федерального центра. Не забывая отщипывать и от бюджетного пирога соседнего НАО.

Особо стоит отметить, что бюджет-2007 так и остался дефицитным. Отличный показатель работы региональной исполнительной власти, кстати говоря. На федеральном уровне принимаются не просто бездефицитные, а профицитные бюджеты, формируются Стабилизационные фонды, а в Архангельской области по этому показателю, по крайней мере, на дворе все те же девяностые годы прошлого столетия.

Между тем, дефицит, как повелось, заложен отнюдь не копеечный - почти два миллиарда в рублевом выражении. Для покрытия дефицита планируется брать кредиты у федерального центра и в коммерческих банках. Такое вот качество работы.

КОРНИ ОПТИМИЗМА

Очень трудно разделить оптимизм властей по поводу наполняемости бюджета. Еще свеж в памяти прошлогодний аналогичный настрой обладминистрации. Напомним, тогда исполнительная власть мечтала о миллиарде, который поступит в бюджет от продажи "Газпрому" областной доли в "трубе". Сейчас можно констатировать, что оптимизм себя исчерпал. Фигурировавшее в качестве последнего срока продажи 15 ноября давно миновало - труба до сих пор в деньги не превратилась.

В этом году "приватизационные" аппетиты поскромнее. Речь идет всего лишь о возможных ста миллионах.

Основными же бюджетообразующими источниками являются: налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налог на имущество организаций. В структуре собственных доходов областного бюджета на 2007 год их совокупная доля составляет 90 процентов, в том числе: НДФЛ - 36 процентов, налог на прибыль - 34 процента, НДПИ - восемь процентов, акцизы - семь процентов, налог на имущество организаций - 4 процента.

В этой цепочке наибольшее смущение вызывает прогнозная цифра налога на прибыль. По опубликованным данным, налог на прибыль учтен в объеме 5 479,9 млн. рублей, с ростом в 1,7 раза к текущему году.

Между тем, ЛПК области весь следующий год, скорее всего, будет погашать убытки, полученные в 2006 году, в целлюлозно-бумажной промышленности значимого роста производства не ожидается, как и значительного роста стоимости продукции ЦБП на мировых рынках. То есть прогноз может не оправдаться с такой же легкостью, с какой и был составлен. И недобор доходов по этой статье может составить, как минимум, два миллиарда.

При этом нельзя забывать и суть подписанного, но пока не ратифицированного договора с округом. Из предполагаемых отчислений в бюджет области в сумме 2,65 млрд. рублей почти половина - точнее, миллиард - является откровенно "виртуальным". То есть носит такой же прогнозный характер, и его перечисление напрямую увязано с появлением дополнительных доходов в бюджете соседей. Проще говоря, упадет цена на нефть, снизятся доходы нефтяников или не вырастет объем добычи "черного золота" - никакого миллиарда области не видать.

В случае неблагоприятного развития ситуации дефицит областного бюджета легко может возрасти с двух до пяти миллиардов рублей.

ВПЕРВЫЕ НА АРЕНЕ

Теперь обратимся к планируемым расходам областного бюджета. Если верить пиарщикам областных властей, которые нынче активно применяют словечко "впервые", доселе ничего подобного еще не было.

Конечно, бюджет-2007 на сессии облсобрания будет рассмотрен впервые. Более того, рано или поздно, но он будет впервые принят. Но при более пристальном рассмотрении расходов бюджета разочарование стремительно обгоняет энтузиазм.

Если верить губернским СМИ, приоритеты следующего года - рост зарплат работников бюджетной сферы и увеличение объемов финансирования целевых программ. Впрочем, в этом факте нет ничего нового - из года в год скромных возможностей областного бюджета только на это и хватает.

Зато действительно впервые появляется 61 миллион, заложенный на поддержку СМИ. Умеющие читать между строк, очевидно, по неведомым нам причинам, предположат, что речь идет все о том же "пиаре" обладминистрации.

А вот другое "впервые" появилось одновременно с приходом к власти Николая Киселева. По данным Контрольно-счетной палаты облсобрания, уже третий год подряд проект регионального бюджета формируется без программы социально-экономического развития области. В нарушение, кстати говоря, областного закона о бюджетном процессе. Возможно, это мелочь, не стоящая внимания. Хотя, на наш взгляд, это очередной симптом застарелой болезни нынешней администрации - принципиальное отсутствие системного подхода.

По данным ревизоров, в проекте бюджета изначально заложено 15 процентов дефицита стоимости утвержденной в области программы госгарантий оказания бесплатной медпомощи к ее расчетной стоимости по федеральным нормативам. Такое вот "впервые".

ТЕНИ ПРОШЛОГО

Впрочем, размышляя о будущем, необходимо вспомнить и предостережения из прошлого. Так, рассматривая исполнение бюджета года текущего, позапрошлая сессия парламента зафиксировала, что областная исполнительная власть не смогла освоить даже те деньги, которые имеются в бюджете. Откровенное недоумение со стороны депутатов вызвали доклады директора облдепартамента финансов Елены Усачевой и заместителя руководителя контрольно-счетной палаты Веры Спицыной.

Усачева рассказала в частности, что годовые расходы на жилищное строительство за полгода освоены лишь на 23 процента. Освоение средств на выполнение Архангельском функций областного центра - 24 процента. Деньги, поступившие в область в рамках федеральной инвестиционной программы, освоены только на 36,4 процента. Областная программа капитальных вложений исполнена на 27,1 процента. Департамент строительства и архитектуры так и не приступил к финансированию мероприятий, предусмотренных областным бюджетом на строительство и приобретение жилья для ветеранов Великой Отечественной войны (27,8 миллионов рублей) и шести объектов здравоохранения (46,6 миллионов). Статистика неумолима.

За каждой цифрой здесь стоят живые люди. Вот федеральная целевая программа "Дети России" на 2003-2006 годы - освоено 19,6 процента. Столько же успели освоить и по федеральной подпрограмме "Дети-сироты". Одноименная областная программа освоена и того хуже -10,8 процентов.

Некоторые департаменты имеют на своих счетах крупные суммы "лишних" денег: 77 миллионов рублей - департамент здравоохранения, 170 миллионов - департамент образования. Всего же неосвоенными осталось около одного миллиарда рублей.

Спустя несколько дней после этого скандала ушел в отставку - назовем вещи своими именами - руководитель облдепартамента экономического развития Евгений Михайловский. С уходом "крайнего" снялись и депутатские вопросы.

Примечательно, что Контрольно-счетная палата областного Собрания обнаружила недочеты и в отчете по выполнению областного бюджета за девять месяцев. Причем, речь вновь идет о недоиспользовании средств. Скажем, целевая программа поддержки малого бизнеса профинансирована всего на четыре процента, программа "Газификации Архангельской области" - на 17 процентов, "антинаркотическая программа" - на 37 процентов. Не отмечено и серьезного прогресса в строительстве жилья для ветеранов.

Впрочем, на этот раз областные чиновники провалы в работе объясняли более убедительно. Дескать, оплаты производятся по актам выполненных работ. Так вот, работы на самом деле идут, а бумаги еще не представлены.

В итоге депутаты откровенно махнули рукой. Как заявил вице-спикер Дмитрий Таскаев, "здесь нечего серьезно обсуждать - по сравнению с шестью месяцами ничего не изменилось, давайте примем к сведению эти филькины или Юркины грамоты и пойдем дальше по повестке!"

Но сегодня никто не даст гарантий, что подобная ситуация не повторится и в следующем году.

Андрей МУРАШОВ. Фонд "Перспектива" www.arhperspectiva.ru


Похожие новости

Последние новости