ФОМ: ПРАКТИКА ЧАСТНЫХ ПОЖЕРТВОВАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ШКОЛАМ

0 0

ФОМ: ПРАКТИКА ЧАСТНЫХ ПОЖЕРТВОВАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ШКОЛАМ

Москва. По мнению россиян, опрошенных социологами Фонда «Общественное мнение», государственные школы сегодня нуждаются в дополнительных средствах: 72% опрошенных полагают, что государство выделяет им недостаточно денег. Противоположное мнение — что выделяемых государством средств школам достаточно — разделяет один из десяти респондентов (9%), а каждый пятый (19%) не считает себя компетентным в этом вопросе.

Одним из способов решения материально-бытовых проблем школ является привлечение альтернативных источников финансирования — в частности, материального вспомоществования со стороны крупных компаний, организаций, частных лиц.

Результаты социологического исследования свидетельствуют, что большинство наших сограждан (68%) о случаях добровольного спонсирования школ не слышали. Четверть опрошенных (27%) сказали, что им такие случаи известны, из них 14% имели в виду школы своего города или села, 8% — школы других городов (сел) России, 5% — и те, и другие.

Эти данные в целом согласуются с ответами тех респондентов, дети, внуки или другие близкие родственники которых учатся в школе. Примерно пятая часть родителей школьников (18%) утверждают, что школе, в которой учится их ребенок, оказывается спонсорская помощь со стороны частных лиц или организаций. Об отсутствии подобной помощи сказали 42% респондентов данной группы, затруднились с ответом 38%.

По мнению родителей школьников, деньги школе нужны, прежде всего, на ремонт (17%), материально-техническое оборудование (12%) и учебно-методическое оснащение (11%). Как отмечают социологи, упоминались также такие статьи расходов, как питание детей, детский досуг и дополнительное образование, решение бытовых проблем и благоустройство школ, их охрана, а также материальное поощрение детей. Некоторые респонденты говорили о необходимости освободить родителей от школьных поборов.

Почему состоятельные люди, компании, организации помогают школе? На этот вопрос, заданный в открытой форме социологами, отвечали треть участников опроса (32%) — тем, кто о случаях подобной помощи не слышал, он не задавался. Одни респонденты полагают, что спонсорами движут высокие чувства — доброта, отзывчивость, забота о школе, о будущем страны (8%). Другие — что они руководствуются скорее прагматичными мотивами: сделать себе имя, рекламу, получить налоговые льготы, уйти от налогов, отмыть деньги (в совокупности 9%). Некоторые респонденты, затруднившись назвать конкретные мотивы, не сомневаются, однако, что по тем или иным причинам спонсорам это выгодно («им это нужно»; «из-за каких-то своих интересов»). Кто-то из участников опроса полагает, что, жертвуя на школу, богатые люди «замаливают грехи», пытаются очистить свою совесть. Есть и те, кто считает, что благотворительная помощь на самом деле оказывается по принуждению, под давлением городских властей. По мнению части респондентов, все дело в том, что в тех школах, которым оказывается такая помощь, учатся дети спонсоров («о своих детях пекутся»). Было высказано также предположение, что спонсорами движут теплые воспоминания о своем школьном детстве («может быть, когда-то там учились, ностальгия»).

Половина россиян (51%) полагают, что в нашей стране сегодня мало состоятельных людей, компаний, организаций, добровольно оказывающих школе помощь. Противоположной точки зрения — что их много — придерживается каждый десятый респондент. Значительная часть опрошенных затруднились с ответом (39%). Тем, кто считает, что спонсоров мало, был задан открытый вопрос о причинах их немногочисленности. Как отмечают социологи, отвечая на него, респонденты чаще всего обвиняли людей, способных помочь школе, но не делающих этого, в жадности и эгоизме («все жадные как собаки»), нежелании вкладывать средства во что-либо, кроме своего бизнеса, помогать школам (23% ответов). Некоторые респонденты полагают, что в стране не развита благотворительность, люди не приучены к этому («меценатство в нашей стране не модно»; «не воспитаны мы так, чтоб оказывать помощь»); Примерно о том же, но в более агрессивной форме говорили те, кто обвинял богатых в бескультурности, бездуховности, несознательности («нет культуры у нашего бизнеса»; «совести у них нет»). По мнению части респондентов, школам мало помогают потому, что в России вообще мало богатых людей; кто-то полагает, что «они все бандиты, ворье», «не афишируют себя». Часть респондентов подчеркивали, что в неразвитости благотворительной деятельности в России виновато государство, которое не стимулирует ее («нет госстимулов такой деятельности»; «условий нет разработанных для этого»).

Один из проверенных и эффективных способов стимулирования частной благотворительности — налоговые льготы. По мнению 56% респондентов, этот инструмент целесообразно использовать в российской практике — государство должно снижать налоги тем, кто оказывает помощь школам. Около четверти россиян (27%) считают, что этого делать не нужно, а 17% затруднились высказать определенное мнение по данному вопросу.

Согласно существующему сегодня порядку, материальная помощь от частных лиц должна оформляться в районных отделах народного образования и только потом поступать в школу. 40% респондентов признали такой порядок правильным, 36% — неправильным, а 24% затруднились с оценкой. Тем не менее, половина россиян (52%) полагают, что будет лучше, если школы станут получать деньги напрямую, минуя промежуточные инстанции. Каждый пятый респондент (22%) возражает против подобного непосредственного вливания средств, каждый четвертый (26%) затруднился с ответом.

 В целом, по результатам соцопроса, подавляющее большинство россиян (81%) видят в благотворительной помощи школам больше хорошего, и лишь 3% — больше плохого.

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 24—25 марта 2007 года 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Источник: Фонд «Общественное мнение»


Похожие новости

Последние новости