ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ НЕНЕЦКОГО АО

0 0

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ НЕНЕЦКОГО АО

НАО. Как сообщили сайту ARHPERSPECTIVA.RU в пресс-службе администрации НАО, в рамках председательства Российской Федерации в Совете Баренцева-Евроарктического региона (СБЕР) Минтранс России с 22 по 25 апреля 2008 года в Мурманске провел заседание Руководящего Комитета Баренцева-Евроарктического транспортного региона (БЕАТР) и конференцию «Развитие транспортной инфраструктуры в регионе СБЕР». Реализация проекта предполагает формирование и развитие путей транспортировки грузов между российским севером, Европой с выходом на страны тихоокеанского региона.

Первое обсуждение проекта президентом России Владимиром Путиным и премьер-министром Норвегии состоялось в 2002 году. Реализация проекта может в два раза увеличить грузооборот российских портов, а так же позволит приступить к перевозке иностранных грузов по Северному морскому пути из Европы в страны Юго-Восточной Азии, что позволит приносить бюджетам обеих стран не менее полумиллиарда долларов в год.

Территория реализации проекта устойчивого развития Баренцрегиона включает в себя северные округа Швеции, Финляндии, Норвегии, а также северо-западные регионы России (Мурманская и Архангельская области, Карелия и Ненецкий автономный округ). Целью проекта является разработка совместной стратегии развития транспортного сектора с учетом привлечения всех составляющих направлений (автомобильного, железнодорожного, воздушного и морского), а также включение его в систему охватывающую Баренцрегион.

На начало года число участников проекта — 26, из них 13 партнеров-спонсоров (не являются таковыми областные администрации и собрания депутатов, как РФ, так и зарубежных партнеров и т.п.). НАО участник проекта с 2005 года.

 В работе Комитета БЕАТР и Конференции приняли участие и выступили с докладами представители Минтранса РФ, РЖД, Администрации НАО, Минтранса Республики Карелии, Минтранса Швеции, Финляндии, Норвегии, Аэрофлот-Норда, Управления автомобильной магистралью Санкт-Петербург- Мурманск, Мурманского МП, Международного союза железнодорожников (объединяющий более 100 государств), Центрального Института морского флота и ряда других. Администрацию НАО представлял Андрей Владимирович Гетман — советник губернатора.

Стратегическая задача дальнейшей интеграции экономики арктических регионов в общероссийское экономическое пространство настоятельно требует развития связанных с Северным морским путем (СМП) сети меридиональных и широтно-ориентированных транспортных коридоров, обеспечивающих связь арктических регионов с индустриально развитыми регионами страны. Эти коридоры замкнут в единую цепь трансконтинентальные коридоры — Северный морской путь и железнодорожные магистрали Европа — Дальний Восток, что имеет важное значение для перспектив дальнейшего повышения геополитической и экономической роли Российского Севера.

На примере Ненецкого автономного округа отчетливо видно, что транспортное освоение районов Заполярья России было и остается одной из самых крупных проблем федерального значения. Многие годы исследовались вопросы использования Северного морского пути, обеспечение выходов к его побережью железнодорожных магистралей, различных «дорог к ресурсам» и линий для внедрения районов Севера в транспортную сеть страны.

Своеобразие НАО, включает и тот момент, что это единственный субъект федерации, расположенный в европейской части России, не имеющий автомобильного и железнодорожного сообщения с другими субъектами Российской Федерации. В планах округа — завершение строительства автодороги (70 км) от столицы региона в республику Коми и строительство автодороги в западной части округа в Архангельскую область. Также для освоения территории представляет важный момент сооружение автодороги от Воркуты к побережью Карского моря в рамках проекта газопровода Ямал — Западная Европа, которая пройдет через Уральский хребет вдоль восточной границы округа.

Одобренная Президиумом Госсовета РФ и утвержденная Правительством в 2007 году «Стратегия развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года» предусматривает в НАО прокладку двух магистралей из республики Коми к побережью Северного ледовитого океана. Одна пройдет от Воркуты до поселка Усть-Кара (210 км), другая от г. Сосногорск до п. Индига (610 км). Начало строительства 2020 год. В рамках «Стратегии…» получает развитие железнодорожные сети и наших восточных соседей. Таким образом, создается транспортный каркас на обширной территории Заполярья — пять новых веток в Ямало-Ненецком округе (начало строительства 2009 г.) и далее до г. Норильска.

Развитие железнодорожного сообщения в Заполярье требует параллельного развития нового многофункционального глубоководного морского порта на побережье Баренцева моря. Этому процессу должно уделяться особо важное внимание. В ряде докладов, фигурировал порт Индига и железнодорожные направления как в НАО, так и широтные магистрали в соседних заполярных регионах — Ямало-Ненецком и на севере Красноярского края.

Нашла свое отражение и трасса через Татарский пролив на о. Сахалин и далее, в Японию, при этом конечными пунктами на западе РФ являются Мурманск и Индига. При условии строительства Россией перехода на о. Сахалин (12 км) иностранные инвесторы примут на себя обязательства по финансированию туннельного перехода через пролив Лаперуза (40 км) о. Хоккайдо — Сахалин.

По данным ЦНИИ Морского флота, анализ действующих комплексов по отгрузке массовых грузов, нефтепродуктов и химических грузов наливом и перспектив создания нового многофункционального порта в Чешской губе в корреспонденции с грузоотправителями этих грузов из России (Караганда, Магнитогорск, Уфа, Соликамск, Челябинск и т.д.) показывает, что расстояние перевозки от грузоотправителей до порта в Чешской губе на 1000 км короче в сравнении с портом Мурманск и на 200—400 км в сравнении с портом Усть-Луга. При среднесуточной скорости маршрутных составов по европейским ЖД сокращение времени составит 4—6 суток по каждому круговому рейсу на мурманском направлении и 2—3 суток — на порты Финского залива и стран Балтии. Таким образом, появляется сокращение потребности в подвижном составе на освоение равных объёмов перевозок.

«Индига» не только наиболее перспективный вариант создания нового погрузочного порта и терминалов для транспортировки углеводородов в Баренцевом море. Здесь может сформироваться порт широкого профиля — западный начальный/конечный транспортный узел Северо-Российской Евразийской магистрали. Она обеспечит связь портов Баренцева моря (Индига) и Тихого океана (Ванино) и пересечет многие проблемные регионы ресурсного типа — важнейшие сырьевые базы России первой четверти XXI столетия.

Международный союз железнодорожников представил обосновывающие материалы о международном значении соединения портов Тихоокеанского региона и Северной Америки с помощью развивающиеся проектов РЖД.

 В настоящее время завершается разработка финансовой составляющей проектов. Западной стороной изложена позиция о возможности финансирования отдельных направлений на территории России в соотношении с их стороны 90% к 10%, в Швеции 50% к 50%, в Финляндии 70% к 30%.

Важной задачей является, поэтому, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в транспортную инфраструктуру, геологоразведочную отрасль, в добычу и переработку минерального сырья.


Похожие новости

Последние новости