Модуль граблей

0 0

 Модуль граблей "Все дополнительные затраты должен на себя взять областной бюджет. А для этого пусть власть поработает и наполнит его, работая, а не кукарекая, помогая предприятиям встать на ноги, привлекая инвестиции под реально перспективные проекты, ликвидируя безработицу и бедность".

(Николай Киселев, март-2004)

Бег на месте

Одна из основных претензий депутатов к разработчикам бюджета - в нем нет инноваций, позиций для планомерного роста. Во многом этот проект - просто модуль граблей, на которые область уже наступала. Даром, что в ту пору кризис был общероссийским, а теперь он стал типичен для отдельных регионов. Например, для нашего.

Характерно, что старомодные лекала обладминистрация использует и при нарезке других законопроектов. О программах социального характера мы уже писали: "лишь бы мерку снять да задаток взять". Схожую оценку большинству программ давали и парламентарии на предыдущей сессии. Правда, почти все из документов тогда утвердили. Теперь начали разбираться. Типичный пример - законопроект "О социально-экономической целевой программе Архангельской области "Молодежь Поморья" (2006-2008гг.)"

Аппетиты разработчиков - 9 миллионов рублей (по 3 миллиона на год). В процессе обсуждения перед вторым чтением программу сократили на 1,8 миллиона, исключив мероприятия типа "Женщина - директор года". Депутаты недоумевали: "Чем молодежь так провинилась перед женщинами-пенсионерками, если их дела включаются в молодежную программу?" И отправили проект на доработку.

При этом фракция "Родины" упорно ставила вопрос о переголосовании. Что ж, это вполне объяснимо - если учесть, что комитет по делам молодежи, в недрах которого и был рожден проект, по-прежнему курирует одна из главных активисток фракции Е. А. Вторыгина.

Параллельным курсом был принят законопроект, касающийся оплаты труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Теперь надбавка бюджетникам будет выплачиваться с первого дня работы (данная норма была отменена 122-м Законом).

Таким образом, один из документов фракции "Единая Россия" прошел единогласно. Это, конечно, еще не прорыв, но, по крайней мере, не отступление. И для молодежи помощь - пусть не "программная", зато конкретная.

Бумажные воины

На доработку был отправлен и проект закона "О социально-экономической целевой программе "Развитие науки, высшего и среднего профессионального образования в Архангельской области на 2006-2008 гг." Этот законопроект выносился еще на сентябрьскую сессию, но был отозван автором - обладминистрацией. Сейчас для принятия его в первом чтении не хватило всего одного голоса. Хотя из 404 миллионов лишь 35 - областные деньги, все остальные - федеральные и внебюджетные.

Парламентарии признали: наука - это хорошо. Однако сам принцип составления программы им показался подо-зрительным. Удивительно, но наибольшую активность здесь проявили люди образованные - дважды доктор наук Борис Спасенников ("Наша родина - Архангельская область") и профессор Юрий Барашков ("Родина"). Первый почему-то посчитал, что проект "слишком расплывчатый" и не позволит решить проблем образования. Вероятно, Борис Аристархович всерьез полагает, что его собственный проект общественной палаты, дружно осмеянный СМИ и самими общественниками - это не утопия, а руководство к дей-ствию.

Барашков же и вовсе заявил, что законопроекты объемом больше двух листов не читает: "Если больше двух листов - это словоблудие сплошное". Закономерен вопрос - чем же тогда занят ветеран законодательных процессов господин Барашков?

Из этого же ряда - выступление депутата Сергея Гармашова (ЛДПР): "43 сотрудника милиции общественной безопасности ежемесячно проходят службу в Чечне. Ежегодно на эти цели из бюджета Архангельской области тратится более 10 миллионов рублей. Война - это дело федеральное, почему мы должны тратить на это деньги?" Мысль столь "глубокая", что не нуждается в комментариях. Тем более что Гармашову ответил Роман Балашов: "Я как бывший федеральный чиновник и человек в погонах могу сказать, что в Чечне защищают Россию, в том числе и Архангельскую область".

Прыжки над пропастью

Вернемся к бюджету. Массу претензий к администрации высказали все фракции. Другое дело, что принять его придется все равно: сроки поджимают. Бесспорно, ко второму чтению появятся поправки, но ситуацию в целом они не исправят. И вот почему.

Главный источник наполняемости бюджета - налоги с доходов физических лиц. Поступления от налога на прибыль предприятий сократятся на 26 процентов, акцизные сборы - на 11 процентов, имущество организаций - на четыре процента. Мало того - федеральное финансирование также значительно снизится. На сегодняшний день "минус" здесь составляет 1,5 миллиарда, поскольку в нынешнем году область уже получила 429 миллионов дополнительно. Без учета этих миллионов все равно выходит больше миллиарда.

При этом нет даже намека на системность в вопросе распределения средств. Главенствует принцип "кто сколько оторвёт". Абсолютно неясно, на основании чего формировались расходы по образованию, здравоохранению, социальной сфере, сельскому хозяйству, другим отраслям. Немудрено, что дефицит бюджета-2006 сегодня равен 1 миллиарду 245 миллионам рублей. Эту "яму" уже не прикрыть никакими авралами.

А существуют ли вообще приоритеты? Депутат Александр Гладкобородов ("Родина") заявил: "Самый большой минус бюджета в том, что он полностью нацелен на покрытие зарплатных нужд. Бюджет нацелен на проедание, а не на развитие". Еще определеннее высказался Станислав Вторый ("Единая Россия"): "Мы - попрошайки, и забываем, что у нас есть своя экономика".

Интересно, что в своем по-слании-2005 законодателям Санкт-Петербурга губернатор Валентина Матвиенко сказала о том же: "Развитие невозможно, если бесконечно "проедать" бюджет. Необходимы увеличение капвложений и развитие инфраструктуры". Речь прежде всего идет об инженерных коммуникациях (энергетические сети, новые источники энергоснабжения), развитии производства, строительстве и модернизации дорог.

По первому пункту наш регион пребывает в состоянии грогги, второго пункта нет, а что касается дорог, их по районам строят и бросают уже второй десяток лет. Что не мешает Николаю Киселеву утверждать: "Параметры бюджета взяты по максимуму. Это как у спортсменов, которые прыгают в высоту: чем выше взята планка, тем выше прыжок".

На самом деле если мы и прыгаем куда-то, то никак не вверх. И Николай Иванович должен об этом хотя бы догадываться. Ведь сам же он предвыборной весной-2004 говорил: "Почти пять миллиардов - помощь из Москвы. Но столица никогда не даст столько субсидий, чтобы край процветал. Деньги нужно зарабатывать самим". Прошло полтора года. Не изменилось ничего: инъекции из федеральной казны исчисляются все теми же пятью миллиардами с "хвостиком".

Что до доходной части, ее основу составляет продажа газопровода в собственность "Газпрома". От этой сделки планируется получить 1 миллиард 92 миллиона. На следующий год продавать будет нечего.

Олег ГРИГОРАШ, фонд "Перспектива" www.arhperspectiva.ru


Похожие новости

Последние новости