Первая книга о "первом в стране"

0 0

 Первая книга о "первом в стране"- Книгу решили назвать "Первый в стране", - рассказывает историк, - потому что именно на Соломбальском сульфат-целлюлозном заводе впервые стали перерабатывать отходы лесопильного производства и делать из них сульфатную небеленую целлюлозу. Сама идея подобной переработки родилась у русских ученых еще на заре прошлого века. Архангельск уже тогда был центром лесопильного производства. Отходов было в избытке. Их жгли, возили на свалку...

Однако лишь в конце 20-х годов идея начала претворяться в жизнь. Тогда архангельские хозяйственные и партийные деятели все настойчивее ставили перед руководством страны вопрос о создании такого комбината, где бы и древесина пилилась, и целлюлоза из отходов производилась. И вот после нескольких лет споров и согласований решили обосноваться на левом берегу Кузнечихи. На совершенно диком месте.

Правда, когда дошло дело до строительства, выяснилось, что и денег не хватает, и кадры квалифицированные в дефиците. В общем, решили запустить сначала лесопилку. И вот когда в 1931 году лесопильный завод заработал, появились горы отходов, стало окончательно ясно, что строительство целлюлозного производства просто необходимо. Строить начали в марте 1934 года. Через полтора года - 31 октября 1935-го - состоялась первая пробная варка целлюлозы на двух котлах. А 1 апреля 1936 года первая очередь нового сульфат-целлюлозного завода была включена в список дей-ствующих предприятий СССР.

- То есть книга о комбинате - своеобразный подарок к 70-летию предприятия?

- Да, можно считать это подарком тем, чья жизнь связана с СЦБК. Работая над книгой, я в первую очередь рассчитывал на ветеранов комбината и его нынешних работников, их семьи. Именно поэтому постарался назвать как можно больше фамилий. Тем, кто найдет на страницах книги упоминание о себе, своем отце или деде будет приятно. По этой же причине сейчас стараюсь дать как можно больше фотоснимков. Книга должна получиться очень солидной, большого формата, на отличной бумаге, с множеством фотографий.

Однако смею надеяться, что мой труд может быть интересен и людям с СЦБК никак не связанным. Ведь на самом деле история комбината - это микромодель истории всей страны. Представьте себе: на диком пустыре возникает рабочий поселок! Тысячи людей, собравшихся или собранных кем-то в этот массив, переживают те же боли, те же радости, что переживает вся Россия.

- Значит, писали не только про трудовые подвиги и тонны целлюлозы?

- Не только. Мне удалось, например, найти данные о работе военнопленных на комбинате. Раньше об этом писать было не принято, а ведь на территории рабочего поселка был даже создан специальный лагерь. Правда, по мнению администрации завода, использование военнопленных было затруднено: во-первых, среди них было мало специалистов, а во-вторых, этот контингент, согласно жестким правилам, мог работать только большими группами по 25 человек.

Не затрагивался ранее и такой болезненный вопрос, как текучесть кадров, особенно в военные годы. И причина не только в том, что рабочие уходили на фронт. Люди буквально бежали с комбината, спасаясь от голода, холода, ужасающих условий барачного быта. Многие болели. Доходило до того, что завод фактически останавливался из-за нехватки топлива, что было вызвано недостатком рабочих вообще и физической слабостью оставшихся...

В книге рассказывается также о судьбах отдельных людей (например, о репрессированных в конце 30-х годов Иване Оншине и Филиппе Маршаке) и о судьбах целых семей - на комбинате немало трудовых династий. Например, на счету династии Гамиловских более 380 лет трудового стажа, у династии Гриньковых - более 500.

- Когда книга выйдет в свет?

- Должны успеть до юбилейных торжеств. Я свое дело сделал, написал, сейчас вот закончу подбирать иллюстрации и стану просто наблюдателем - дальнейшее от меня уже не зависит. Но я вижу: работа идет полным ходом. Надеюсь, что к средине февраля все будет готово.

Записала Алена ВИКТОРОВА


Похожие новости

Последние новости