ФОМ: «НАШИ» И ДРУГИЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

0 0

ФОМ: «НАШИ» И ДРУГИЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Москва. Социологи Фонда «Общественное мнение» поинтересовались у россиян, какие из существующих ныне молодежных политических движений и организаций им известны. Большинство респондентов (60%) заявили, что не знают, не слышали ни об одной из двенадцати перечисленных в списке организаций, причем среди самой молодежи (людей до 35 лет) эта доля немногим меньше — 47%.

Как отметили социологи, самыми известными оказались «Молодая гвардия „Единой России“», национал-большевики и движение «Наши» — их упомянули по 17% опрошенных (среди молодых респондентов — 24, 23 × 21% соответственно). Еще 9% россиян знают о существовании «России молодой», 3% — об Авангарде красной молодежи. По 2% респондентов называли Народно-демократический союз молодежи, «Местных», Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ) и «Новых людей». Впрочем, столько же — 2% — отметили и «Голос молодежи»: вымышленную организацию, включенную в список исключительно для того, чтобы примерно оценить долю случайных ответов (когда респондент отмечает ту или иную организацию потому, что ее название показалось ему знакомым, или для того, чтобы продемонстрировать «информированность»). Так что реально круг молодежных организаций, известных хоть сколько-нибудь заметной части россиян, сводится к четырем упомянутым вначале.

Самыми осведомленными, отметили социологи, оказались москвичи: так, в столице каждый второй (49%) знает о «нацболах», 41% — о «Наших», 27% — «Молодой гвардии „Единой России“», 17% — о «России молодой», 14% — об АКМ, 12% — о Народно-демократическом союзе молодежи, 8% — о ДПНИ. Всего 26% столичных жителей заявили, что не слышали ни об одной из перечисленных организаций.

Наибольшим расположением россиян пользуются «Молодая гвардия» и «Наши» — о положительном отношении к ним заявляют 6% и 5% опрошенных соответственно, т. е. примерно каждый третий из тех, кто о них знает. Еще 2% россиян хорошо относятся к «России молодой», остальных упоминали по 1% респондентов и менее.

Наиболее негативно воспринимаются «нацболы» — отрицательное отношение к ним выразили 10% россиян, по 1% опрошенных сказали о плохом отношении к «Молодой гвардии и „Нашим“, остальные организации упоминали единицы.

Параллельно с выяснением того, о каких молодежных политических движениях знают и как относятся к ним россияне, мы посвятили несколько вопросов одному из этих движений — „Нашим“. Вопросы задавались другим респондентам (которые опрашивались по другой анкете). Осведомленность о движении „Наши“ тут проявили 34% опрошенных: 7% — сказали, что „знают“ о нем, 27% — „что-то слышали“ (61% респондентов заявили, что слышат об этом движении впервые). Существенное отличие от приведенных выше данных естественно и обусловлено методическими различиями: здесь внимание респондентов фокусируется на одной конкретной организации. В этом случае даже смутного воспоминания о промелькнувшем на экране сюжете о данной организации достаточно, чтобы ответить „что-то слышал“ (а не „слышу о ее существовании впервые“) — в отличие от ситуации, когда респондент ищет в длинном списке знакомые организации.

Социологи отметили, что за год, с апреля 2006 года, общий уровень осведомленности о „Наших“ немного вырос, но исключительно за счет тех, кто лишь „что-то слышал“ о них (таковых было 19%, а стало — 27%). Вместе с тем, респонденты сейчас реже, чем год назад, заявляют, что „знают“ об этой организации (в 2006 — 12%, сейчас — 7%).

Что касается отношения к „Нашим“, то 15% респондентов (почти половина от осведомленных о данном движении) заявили о безразличии к ним; 11% (или каждый третий из осведомленных) относятся к „Нашим“ положительно, и всего 2% — отрицательно. За прошедший год доля выражающих симпатию к „Нашим“» несколько выросла — в апреле 2006 года она составляла 8% по выборке в целом.

Всего 7% россиян доводилось слышать о деятельности «Наших» в своем регионе (в Москве — 12%, в больших городах — 17%), большинство же — 24% по выборке (или почти три четверти в той или иной мере осведомленных о них) — ничего об активности этого движения у себя в регионе не слышали. В СМИ информацию о «Наших» встречали за последнее время 18% россиян. Чаще всего респондентам, как свидетельствуют ответы на открытый вопрос, попадается информация о различных мероприятиях «Наших» — митингах («митинг в Санкт-Петербурге»), акциях против наркотиков и алкоголизма («марш против наркоманов»; «акция: чтобы алкоголь и табак не продавали детям»), в защиту памятника советскому воину в Эстонии («выступление по поводу эстонского памятника»), акциях по благоустройству городов и сел («помогают в благоустройстве города»; «организовали субботник»; «часто бывают акции по защите природы»), по оказанию помощи малоимущим («они помогают малоимущим»; «акции помощи детям, пожилым»), новогодней акции в Москве («100 тысяч Дедов Морозов»), антифашистских выступлениях («о митинге против скинхедов»; «борьба против наших националистов») — в целом об этом говорили большинство респондентов, давших содержательные ответы на открытый вопрос, или 8% по выборке в целом. 1% участников опроса говорят не столько о том, какая информация о «Наших» встречается им в СМИ, сколько об идеологических позициях этого движения, воспринимаемого как пропрезидентское: «они поддерживают Путина, комсомолия путинская»; «они с „Единой Россией“ всегда вместе„. Столько же опрошенных выражают свое негативное отношение к этой организации (“все, что слышу, — тусовочный характер движения, не имеющий серьезной основы»; «информация не впечатляет: общие фразы и ничего конкретного»). И еще 1% респондентов не смогли вспомнить ничего конкретного, кроме самого факта соприкосновения с информацией о движении «Наши» («рассказывали об их деятельности по телевизору»).

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 7—8 апреля 2007 года 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Источник: Фонд «общественное мнение»


Похожие новости

Последние новости