Николя Мазек: Воплотить Болонскую систему в жизнь крайне сложно

0 0

Николя Мазек: Воплотить Болонскую систему в жизнь крайне сложно В САФУ с открытой лекцией выступил атташе по вопросам академического сотрудничества посольства Франции в России Николя Мазек. В интервью нашему корреспонденту Николя Мазек рассказал об успехах французской системы образования, итогах Болонского процесса и перспективах сотрудничества наших университетов в Арктике.

— Вы упомянули в своей открытой лекции, что газета «Financial Times» поставила Высшие школы Франции на 1-е место по качеству подготовки специалистов сфере экономики. Как удалось добиться таких феноменальных результатов?

— В области менеджмента и финансов шесть из десяти первых мест в мире по версии газеты Financial Times занимают французские высшие школы. Пять из десяти в области менеджмента также французские вузы. Я думаю это связано с тем, что во Франции бизнес-школы и предприятия тесно интегрированы друг с другом, и знания, которые получают студенты, включают в себя определённый уровень теории и практики.

— Франция занимает 4-е место в мире популярности среди российских студентов. В чём причины такого интереса именно к Франции?

— Я думаю, потому что между Россией и Францией существует особая связь, мне иногда кажется, что мы на подсознательном уровне чувствуем друг друга. Французское правительство выделяет почти 200 стипендий российским студентам для обучения во Франции. Это большая цифра. К тому же образование во Франции почти бесплатное, если не брать в расчёт небольшой организационный взнос. Исключение составляют только высшие школы, где стоимость обучения достаточно высокая. Я думаю, именно поэтому Франция так привлекает российских студентов.

— Франция активный участник Болонского процесса с 2000 года. Какие плюсы и минусы принесла Болонская система?

— На мой взгляд, главный плюс в том, что студенты стали более мобильными, возможность обучения в другой стране очень полезна для молодых людей, для их саморазвития, формирования жизненных ценностей. В сегодняшнем мире просто невозможно учиться только в одной стране, когда есть возможность, надо участвовать в программах академической мобильности. Воплотить Болонскую систему в жизнь крайне сложно. В этом заключается главный минус. Европейские вузы еще не используют все возможности новой системы, возможно, из-за того, что сильны местные традиции образования. Всегда сложно адаптироваться к новой системе, это совершенно нормальный процесс, требуется время.

— Политика двойных дипломов — один из приоритетов министерства образования Франции, почему для вас это так важно?

— Это инициатива не только министерства образования, но и министерства иностранных дел. Наша международная политика в области академической мобильности делает акцент на сотрудничестве. Двойные дипломы — это самая успешная форма сотрудничества в сфере образования, поскольку при этом задействованы университеты наших стран.

— Теперь перейдем к теме, которая напрямую связана с САФУ, — к Арктике. Как вы видите перспективы сотрудничества наших государств в этой сфере?

— Конечно, ваши северные партнёры уже активно сотрудничают с Россией. Но, например, среди известных специалистов по Арктике были и французы. Франция всегда интересовалась Арктикой. Два года назад был создан Арктический институт научных исследований в национальном центре научных исследований (эквивалент Российской академии наук).

— Что могут предложить вузы Франции студентам, которые учатся сейчас на специальностях, связанных, так или иначе, с Арктикой?

— Во Франции есть очень большой опыт в области туризма. Арктика — это своего рода новая туристическая Мекка. Франция занимает первое место в мире по качеству подготовки специалистов в области туризма. Возможно, в области менеджмента, поскольку эта сфера всегда требует обмен опытом между странами. Я думаю также в области экологии, причём в разных её сферах и, конечно же, в нефтегазовой сфере. Во Франции, кстати, мало профильных заведений в этой отрасли, несмотря на это, они готовят очень качественных специалистов.

— Можно сказать, что сегодня тема Арктики стала объектом исследования французских ученых?

— Да, и не только во Франции. Мы давно уже работаем с полярной академией в Санкт-Петербурге. Я думаю, что арктическая тема с каждым годом будет привлекать всё больше внимания. Изменение климата — это глобальный процесс. Изменения, которые происходят в одной части планеты, проявляются во всех остальных частях планеты. Наши климатологи уже давно наблюдают климатические процессы в Арктике. Освоение нефтегазовых месторождений поднимает на повестку дня геополитические и правовые вопросы.

— Скажите, каким образом, на ваш взгляд, должно происходить освоение Арктики?

— Это сложный вопрос. Но мне кажется, что все, что связано с Арктикой — это глобальный вопрос, который можно решать только совместно.


Похожие новости

Последние новости