Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как россияне оценивают своё знание русского языка и насколько успешно отвечают на вопросы ЕГЭ по русскому языку для 11 класса школы. В ходе опроса задавалось восемь относительно несложных вопросов, взятых из экзаменационного задания ЕГЭ по русскому языку 2007 года.
Ответили верно на все эти вопросы только 4% опрошенных (от 1% в группе с образованием ниже среднего до 7% с высшим и незаконченным высшим). Правильно ответили на 6-7 вопросов 21%, на четыре-пять - 29%, два-три - 30%, на один - 9%. И 6% не дали ни одного верного ответа (26% в группе с образованием ниже среднего и 1% - с высшим и незаконченным высшим).
Лучше всего респонденты расставляют ударения в словах и находят суффиксы: 61% опрошенных указали, что верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук в слове «клялась», и 60% определили, что суффикс -чик есть в слове «шкафчик».
Каждый второй (50-51%) может найти грамматическую ошибку в словосочетании («около пятиста километров») и предложении («Благодаря искусства...»).
По 43% респондентов знают, когда употребляется слово «информативный», а когда «информационный»; способны грамматически правильно продолжить предложение и определить, в каком предложении слова пишутся слитно.
Хуже всего обстоят дела с пунктуацией: только треть опрошенных (32%) смогла верно поставить запятую в предложении и объяснить, почему она там должна быть. С этой задачей справились от 16% респондентов с образованием ниже среднего до 44% с высшим и незаконченным высшим образованием.
Своё знание русского языка россияне чаще всего оценивают на «четвёрку» (40%) или «тройку» (39%). Отмечают, что знают этот предмет на «двойку», 6% опрошенных; на «единицу - 1%. К «отличникам» себя относят 9%. Среди женщин поставили бы себе «пятёрку» по русскому языку 12%, среди мужчин меньше - 5%.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 22-23 марта 2008 г. Опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Как бы Вы оценили свое знание русского языка? |
|||
|
Всего опрошенных |
Пол |
|
Мужчины |
Женщины |
||
1-Крайне плохо |
1 |
1 |
1 |
2 |
6 |
6 |
6 |
3 |
39 |
48 |
32 |
4 |
40 |
35 |
43 |
5-Отлично |
9 |
5 |
12 |
Затрудняюсь ответить |
5 |
5 |
6 |
В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? |
|||||
|
Всего опрошенных |
Образование |
|||
Начальное или ниже, неполное среднее |
Среднее (школа или ПТУ) |
Среднее специальное (техникум) |
Незаконченное высшее (не менее 3-х курсов вуза), высшее |
||
нАверх |
7 |
11 |
7 |
6 |
6 |
клялАсь |
61 |
39 |
58 |
65 |
70 |
отрОчество |
19 |
18 |
20 |
18 |
18 |
сОзыв |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
Затрудняюсь ответить |
9 |
27 |
10 |
7 |
2 |
В каком предложении вместо слова ИНФОРМАЦИОННЫЙ нужно употребить ИНФОРМАТИВНЫЙ? |
|||||
|
Всего опрошенных |
Образование |
|||
Начальное или ниже, неполное среднее |
Среднее (школа или ПТУ) |
Среднее специальное (техникум) |
Незаконченное высшее (не менее 3-х курсов вуза), высшее |
||
Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных ИНФОРМАЦИОННЫХ носителях |
9 |
7 |
8 |
9 |
8 |
Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой ИНФОРМАЦИОННОЙ телепрограммы |
9 |
7 |
9 |
11 |
10 |
Опубликованная в журнале статья показалась мне весьма ИНФОРМАЦИОННОЙ и поэтому очень полезной |
43 |
19 |
37 |
43 |
63 |
Современные ИНФОРМАЦИОННЫЕ технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы |
9 |
4 |
9 |
11 |
8 |
Затрудняюсь ответить |
30 |
63 |
37 |
26 |
11 |
Укажите пример словосочетания с ошибкой |
||||||
|
Всего опрошенных |
Возраст, лет |
||||
18-24 |
25-34 |
35-44 |
45-59 |
60 и старше |
||
Пара туфель |
8 |
8 |
10 |
8 |
7 |
9 |
Несколько полотенец |
19 |
18 |
16 |
22 |
20 |
19 |
Опытные доктора |
4 |
3 |
4 |
6 |
5 |
3 |
Около пятиста километров |
51 |
58 |
58 |
50 |
52 |
41 |
Затрудняюсь ответить |
18 |
13 |
12 |
14 |
16 |
28 |
Укажите грамматически правильное продолжение предложения: |
|||||
|
Всего опрошенных |
Образование |
|||
Начальное или ниже, неполное среднее |
Среднее (школа или ПТУ) |
Среднее специальное (техникум) |
Незаконченное высшее (не менее 3-х курсов вуза), высшее |
||
Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус |
12 |
14 |
12 |
12 |
11 |
двенадцатилетний Радищев поступил в Пажеский корпус в Петербурге |
43 |
19 |
42 |
43 |
57 |
этого было достаточно для поступления в Пажеский корпус в Петербурге |
9 |
3 |
8 |
12 |
8 |
дальнейшее обучение Радищева проходило в Петербурге и за границей |
13 |
13 |
13 |
12 |
12 |
Затрудняюсь ответить |
23 |
51 |
25 |
21 |
12 |
Укажите предложение с грамматической ошибкой |
|||||
|
Всего опрошенных |
Образование |
|||
Начальное или ниже, неполное среднее |
Среднее (школа или ПТУ) |
Среднее специальное (техникум) |
Незаконченное высшее (не менее 3-х курсов вуза), высшее |
||
Одним из русских прозаиков начала XX века, детально описавшим быт русского народа, был Иван Шмелёв |
4 |
3 |
5 |
5 |
3 |
Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнят бродягу Варлаама |
7 |
5 |
9 |
7 |
6 |
Благодаря искусства Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства |
50 |
26 |
45 |
50 |
69 |
Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге «Письма о добром и прекрасном» |
7 |
6 |
7 |
8 |
5 |
Затрудняюсь ответить |
32 |
60 |
34 |
30 |
17 |
В каком слове есть суффикс -ЧИК ? |
|||||
|
Всего опрошенных |
Образование |
|||
Начальное или ниже, неполное среднее |
Среднее (школа или ПТУ) |
Среднее специальное (техникум) |
Незаконченное высшее (не менее 3-х курсов вуза), высшее |
||
Шкафчик |
60 |
42 |
58 |
60 |
70 |
Мячик |
5 |
6 |
6 |
5 |
4 |
Пончик |
7 |
6 |
6 |
8 |
7 |
Огурчик |
15 |
16 |
16 |
16 |
13 |
Затрудняюсь ответить |
13 |
30 |
14 |
11 |
6 |
В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? |
|||||
|
Всего опрошенных |
Образование |
|||
Начальное или ниже, неполное среднее |
Среднее (школа или ПТУ) |
Среднее специальное (техникум) |
Незаконченное высшее (не менее 3-х курсов вуза), высшее |
||
(По)этому пути давно не ездили, (от)того дорога поросла густой травой |
8 |
6 |
8 |
9 |
7 |
Мой друг, так(же) как и я, долго выбирал, что(бы) ему почитать |
16 |
14 |
18 |
16 |
14 |
Пришлось отказаться (от)того, что было задумано, так как деньги (на)счЁт не поступили |
9 |
5 |
7 |
10 |
12 |
Что(бы) изучить поведение этих животных, биологам пришлось долго наблюдать за ними, за(то) результаты наблюдений оказались весьма интересными |
43 |
19 |
41 |
44 |
56 |
Затрудняюсь ответить |
24 |
57 |
27 |
21 |
10 |
Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: |
|||||
|
Всего опрошенных |
Образование |
|||
Начальное или ниже, неполное среднее |
Среднее (школа или ПТУ) |
Среднее специальное (техникум) |
Незаконченное высшее (не менее 3-х курсов вуза), высшее |
||
Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна |
10 |
6 |
8 |
12 |
12 |
Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая |
32 |
16 |
30 |
31 |
44 |
Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна |
19 |
12 |
20 |
20 |
21 |
Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая |
6 |
4 |
4 |
7 |
7 |
Затрудняюсь ответить |
33 |
62 |
38 |
30 |
16 |
Распределение верных ответов на восемь вопросов |
|||||
|
Всего опрошенных |
Образование |
|||
Начальное или ниже, неполное среднее |
Среднее (школа или ПТУ) |
Среднее специальное (техникум) |
Незаконченное высшее (не менее 3-х курсов вуза), высшее |
||
Не дали ни одного верного ответа |
6 |
26 |
7 |
4 |
1 |
Дали верный ответ на один из восьми вопросов |
9 |
14 |
11 |
9 |
5 |
Дали верные ответы на два вопроса |
14 |
26 |
17 |
13 |
7 |
Дали верные ответы на три вопроса |
16 |
13 |
17 |
20 |
11 |
Дали верные ответы на четыре вопроса |
14 |
8 |
13 |
18 |
13 |
Дали верные ответы на пять вопросов |
15 |
6 |
15 |
14 |
20 |
Дали верные ответы на шесть вопросов |
12 |
5 |
9 |
12 |
21 |
Дали верные ответы на семь вопросов |
9 |
2 |
8 |
8 |
15 |
Дали верные ответы на все восемь вопросов |
4 |
1 |
4 |
2 |
7 |