Москва. Известно, что «Единая Россия» (ЕР) пользуется весьма высокой популярностью у россиян. Еще в апреле 2008 года, когда эту партию согласился возглавить Владимир Путин, число симпатизирующих ей перевалило за грань в 50% и составило уверенное большинство — 60%. По данным Фонда «Общественное мнение», сегодня доля заявляющих о позитивном отношении к партии составляет 65%.
Еще выше доля тех, кто делает «экспертное заключение» о популярности этой партии среди населения, — 77% (что превысило аналогичный показатель майского опроса с. г. на 6 п.п.). Лишь примерно каждый десятый (9%) полагает, что «Едина Россия» не пользуется популярностью у россиян; 14% затруднились дать какое-либо заключение по этому вопросу.
Возвращаясь к оценкам партии респондентами, отметим, что людей, которые заявляют о своем отрицательном отношении к ней, в целом немного, — 16% (в течение последних двух лет их доля практически не менялась); пятая часть населения (18%) не имеет отчетливого отношения к «Единой России».
Если о своей личной расположенности к партии чаще других говорят люди, занятые бизнесом или планирующие стать предпринимателями (71% в данной группе опрошенных), то представление об «общероссийской популярности» этой партии сложилось прежде всего у молодых людей (в возрасте от 18 до 35 лет) — 84%. Оба смещения неслучайны, что подтверждается реакцией названных групп респондентов на другие сюжеты, затронутые в ходе опроса.
В частности, на вопрос, соответствуют ли цели «Единой России» интересам
таких людей, как они, бизнес-ориентированные и молодые граждане, а также люди
относительно хорошо обеспеченные (имеющие ежемесячный среднедушевой доход на
члена семьи более 7 тыс. руб.), чаще других давали утвердительный ответ -
Отрицательный ответ на тот же вопрос прозвучал в 28% случаев (чаще всего его давали пожилые респонденты и жители мегаполисов — по 35%); 22% затруднились ответить.
Пятилетний мониторинг этого вопроса демонстрирует устойчивый рост числа
людей, полагающих, что цели «единороссов» отвечают их личным интересам: в
При том, что реальных членов «Единой России» в нашей выборке оказалось
немного (2%), 17% допускают для себя возможность вступить в эту партию (71%
исключают такую возможность, 11% затрудняются ответить). На протяжении
последних четырех лет распределение ответов на этот вопрос менялось мало: по
сравнению с опросом двухлетней давности доля потенциальных членов «Единой
России» выросла на 4 п.п., с 2004 года — на 6 п.п. Оба случая формально можно
объяснить статистической погрешностью, но, на наш взгляд, их, скорее, следует
интерпретировать как слабовыраженную тенденцию. Повышенной готовностью усилить
ряды «Единой России» отличаются опять-таки «бизнесмены» — реальные и
потенциальные предприниматели (30%), интернет-пользователи (26%), молодые люди,
относительно хорошо обеспеченные граждане и москвичи (
Что касается деятельности «Единой России», то, судя по данным опроса, она
наиболее заметна в Москве и больших городах — 43 × 36% соответственно, в то
время как в среднем по выборке об активности партии на местах говорят 22%.
Более половины опрошенных (56%) не замечают признаков деятельности «Единой России»,
22% затруднились сказать по этому поводу
В целом примерно каждый второй россиянин (48%) склонен видеть в «Единой
России» независимую политическую силу, принимающую самостоятельные решения
(наиболее твердо в этом убеждены люди, ориентированные на бизнес, и хорошо
обеспеченные граждане —
О прошедшем в ноябре съезде «Единой России» половина респондентов (49%)
имеют более или менее отчетливое представление (из них 21% сказали, что «знают»
об этом событии, а 28% «
На вопрос о впечатлениях от прошедшего съезда (он задавался, разумеется, только тем, кто к моменту опроса в той или иной степени знал о нем или, по крайней мере, заявил об этом) чаще всего звучал ответ «не осталось никакого впечатления» (43% осведомленных респондентов, или 21% от общего числа опрошенных).
Положительное впечатление от съезда отметили 35% осведомленных (или 17% по выборке). Судя по ответам на соответствующий открытый вопрос, оно связано прежде всего с прозвучавшими на съезде социальными обещаниями («съезд решил обратить внимание на социальные вопросы, несмотря на кризис»; «говорили, что и пенсионерам будут помогать пережить трудное время»; «все для людей будет лучше»; «обещают хорошую жизнь» — 4%), антикризисной тематикой съезда («были конкретные задачи о выходе из кризиса»; «об антикризисных мерах»; «обсуждали серьезные проблемы, связанные с экономикой»), выступлением В. Путина («В. В. умные вещи говорил»; «получил удовольствие от выступления Путина»; «Путин выступил дельно»; «Путин говорил хорошо, как бальзам на душу») и в целом позитивным настроем партийцев («курс на улучшение и развитие»; «много хорошего обещают»; «хорошие намерения») — по 3% ответов каждого типа.
Плохое впечатление от съезда осталось у 8% осведомленных о нем (4% по выборке). Объясняя его, респонденты квалифицировали работу съезда как «пустые разговоры», «показуху» и «…дежавю КПСС» (по 1%).
Информационное освещение съезда осведомленные респонденты чаще всего оценивали как адекватное: 57% из их числа (28% от выборочной совокупности в целом) сказали, что российские газеты, радио, телевидение уделили съезду партии «Единая Россия» внимания столько, сколько следовало. У 8% этих людей сложилось впечатление, что внимания было недостаточно, у 18% — что оно, напротив, было избыточным (по выборке в целом это составляет 4 × 9% соответственно).