ФОМ: О позитивном отношении к партии «Единая Россия» заявило 65 процентов россиян

0 0

ФОМ: О позитивном отношении к партии «Единая Россия» заявило 65 процентов россиян

Москва. Известно, что «Единая Россия» (ЕР) пользуется весьма высокой популярностью у россиян. Еще в апреле 2008 года, когда эту партию согласился возглавить Владимир Путин, число симпатизирующих ей перевалило за грань в 50% и составило уверенное большинство — 60%. По данным Фонда «Общественное мнение», сегодня доля заявляющих о позитивном отношении к партии составляет 65%.

Еще выше доля тех, кто делает «экспертное заключение» о популярности этой партии среди населения, — 77% (что превысило аналогичный показатель майского опроса  с. г. на 6 п.п.). Лишь примерно каждый десятый (9%) полагает, что «Едина Россия» не пользуется популярностью у россиян; 14% затруднились дать какое-либо заключение по этому вопросу.

Возвращаясь к оценкам партии респондентами, отметим, что людей, которые заявляют о своем отрицательном отношении к ней, в целом немного, — 16% (в течение последних двух лет их доля практически не менялась); пятая часть населения (18%) не имеет отчетливого отношения к «Единой России».

Если о своей личной расположенности к партии чаще других говорят люди, занятые бизнесом или планирующие стать предпринимателями (71% в данной группе опрошенных), то представление об «общероссийской популярности» этой партии сложилось прежде всего у молодых людей (в возрасте от 18 до 35 лет) — 84%. Оба смещения неслучайны, что подтверждается реакцией названных групп респондентов на другие сюжеты, затронутые в ходе опроса.

 В частности, на вопрос, соответствуют ли цели «Единой России» интересам таких людей, как они, бизнес-ориентированные и молодые граждане, а также люди относительно хорошо обеспеченные (имеющие ежемесячный среднедушевой доход на члена семьи более 7 тыс. руб.), чаще других давали утвердительный ответ - 56—61% в названных группах при 51% по выборке в целом.

Отрицательный ответ на тот же вопрос прозвучал в 28% случаев (чаще всего его давали пожилые респонденты и жители мегаполисов — по 35%); 22% затруднились ответить.

Пятилетний мониторинг этого вопроса демонстрирует устойчивый рост числа людей, полагающих, что цели «единороссов» отвечают их личным интересам: в 2003—2005 годах таких людей было около 30%, в феврале 2007 года — 35%, в апреле этого года — 46%, сегодня, напомним, их на 5 п.п. больше. Доля тех, кто подобной близости с целями партии не ощущает, меняется менее быстрыми темпами: об уменьшении их числа здесь можно говорить только на фоне данных 2005 года, когда о несовпадении целей партии и своих личных интересов сказали 36%, что на 8 п.п. больше сегодняшнего показателя.

При том, что реальных членов «Единой России» в нашей выборке оказалось немного (2%), 17% допускают для себя возможность вступить в эту партию (71% исключают такую возможность, 11% затрудняются ответить). На протяжении последних четырех лет распределение ответов на этот вопрос менялось мало: по сравнению с опросом двухлетней давности доля потенциальных членов «Единой России» выросла на 4 п.п., с 2004 года — на 6 п.п. Оба случая формально можно объяснить статистической погрешностью, но, на наш взгляд, их, скорее, следует интерпретировать как слабовыраженную тенденцию. Повышенной готовностью усилить ряды «Единой России» отличаются опять-таки «бизнесмены» — реальные и потенциальные предприниматели (30%), интернет-пользователи (26%), молодые люди, относительно хорошо обеспеченные граждане и москвичи (22—24% среди них). Стоит отметить, что два года назад подобных смещений по группам не наблюдалось (правда, «бизнесмены» и интернет-пользователи в качестве таких групп тогда еще не выделялись).

Что касается деятельности «Единой России», то, судя по данным опроса, она наиболее заметна в Москве и больших городах — 43 × 36% соответственно, в то время как в среднем по выборке об активности партии на местах говорят 22%. Более половины опрошенных (56%) не замечают признаков деятельности «Единой России», 22% затруднились сказать по этому поводу что-либо определенное. За два последних года существенных изменений в этом отношении не произошло, но в сравнении с 2004 годом, судя по данным мониторинга, партия ощутимо активизировала свою деятельность в регионах.

 В целом примерно каждый второй россиянин (48%) склонен видеть в «Единой России» независимую политическую силу, принимающую самостоятельные решения (наиболее твердо в этом убеждены люди, ориентированные на бизнес, и хорошо обеспеченные граждане — 57—58% в каждой из групп). 28% оценивают реальный политический статус партии прямо противоположным образом, полагая, что она не обладает ни независимостью, ни самостоятельностью в своих действиях (это мнение наиболее широко представлено в Москве, мегаполисах и больших городах, среди граждан с высшим образованием и интернет-пользователей — 35—40% в названных группах). Каждый четвертый (24%) затруднился оценить самостоятельность «Единой России».

О прошедшем в ноябре съезде «Единой России» половина респондентов (49%) имеют более или менее отчетливое представление (из них 21% сказали, что «знают» об этом событии, а 28% «что-то слышали» о нем). Практически столько же (48%) признались, что услышали об очередном съезде партии от интервьюера. Точно такую же степень осведомленности проявили россияне и о предыдущем съезде, состоявшемся осенью прошлого года.

На вопрос о впечатлениях от прошедшего съезда (он задавался, разумеется, только тем, кто к моменту опроса в той или иной степени знал о нем или, по крайней мере, заявил об этом) чаще всего звучал ответ «не осталось никакого впечатления» (43% осведомленных респондентов, или 21% от общего числа опрошенных).

Положительное впечатление от съезда отметили 35% осведомленных (или 17% по выборке). Судя по ответам на соответствующий открытый вопрос, оно связано прежде всего с прозвучавшими на съезде социальными обещаниями («съезд решил обратить внимание на социальные вопросы, несмотря на кризис»; «говорили, что и пенсионерам будут помогать пережить трудное время»; «все для людей будет лучше»; «обещают хорошую жизнь» — 4%), антикризисной тематикой съезда («были конкретные задачи о выходе из кризиса»; «об антикризисных мерах»; «обсуждали серьезные проблемы, связанные с экономикой»), выступлением В. Путина («В. В. умные вещи говорил»; «получил удовольствие от выступления Путина»; «Путин выступил дельно»; «Путин говорил хорошо, как бальзам на душу») и в целом позитивным настроем партийцев («курс на улучшение и развитие»; «много хорошего обещают»; «хорошие намерения») — по 3% ответов каждого типа.

Плохое впечатление от съезда осталось у 8% осведомленных о нем (4% по выборке). Объясняя его, респонденты квалифицировали работу съезда как «пустые разговоры», «показуху» и «…дежавю КПСС» (по 1%).

Информационное освещение съезда осведомленные респонденты чаще всего оценивали как адекватное: 57% из их числа (28% от выборочной совокупности в целом) сказали, что российские газеты, радио, телевидение уделили съезду партии «Единая Россия» внимания столько, сколько следовало. У 8% этих людей сложилось впечатление, что внимания было недостаточно, у 18% — что оно, напротив, было избыточным (по выборке в целом это составляет 4 × 9% соответственно).

Говоря об итогах прошедшего съезда, 40% опрошенных выразили мнение, что он окажет положительное влияние на ситуацию в стране (особую убежденность в этом выказали жители Москвы — 55%). Мнение об отрицательных последствиях съезда высказывалось нечасто (4%). Каждый четвертый (24%) думает, что заметного влияния съезда на реальную жизнь ожидать не приходится, а каждый третий (32%) затруднился ответить на этот вопрос.
Опрос проводился 29—30 ноября 2008 г. 44 субъекта РФ. 100 населенных пунктов. 1500 респондентов.


Похожие новости

Последние новости