Елена Усачева: «Мы выработали уникальную в Российской Федерации практику исполнения полномочий в сложносоставном субъекте»

0 0

Елена Усачева: «Мы выработали уникальную в Российской Федерации практику исполнения полномочий в сложносоставном субъекте»

Взаимоотношения Архангельской области и Ненецкого автономного округа в последнее время находятся в центре всеобщего внимания. Об истории вопроса, кто и какие государственные полномочия должен исполнять, рассказывает директор департамента финансов Архангельской области Елена Усачева

 

— Елена Юрьевна, наверное, уже не все наши читатели помнят, с чего все началось. Когда налоги из Ненецкого АО стали поступать в бюджет Архангельской области?

 

— Еще пять лет назад федеральное законодательство не имело особенностей по финансовым вопросам для сложносоставных субъектов. Но в 2004 году появились нормы о зачислении федеральных доходов, собираемых в округе в бюджет области. Однако, вместе с тем у области появились дополнительные обязательства. Она должна была исполнять ряд государственных полномочий на территории округа. Но с 2006 года Архангельская область потеряла существенную сумму федеральных средств. Дело в том, что с этого времени федеральные дотации в сложносоставные регионы стали рассчитываться консолидированно (совместно с автономным округом). А поскольку доходы на одного жителя в НАО были самыми высокими в России, рассчитывать на большую финансовую помощь со стороны федерации области уже не приходилось.

 

— Некоторые эксперты предлагают обратиться в Правительство России и добиться изменения этой нормы или дополнительных субсидий...

 

Неоднократные обращения в Правительство России об изменении методики расчета межбюджетных трансфертов к положительному результату не привели. Именно из-за сокращения федеральных дотаций в 2006-2007 годах между органами власти Архангельской области и Ненецкого АО заключались договора. Они предусматривали, что округ самостоятельно исполняет все государственные полномочия субъекта на своей территории, при этом часть федеральных доходов от плательщиков НАО зачисляется в бюджет Архангельской области. Таким образом, в 2006 году область получила 1,4 млрд. рублей, в 2007 году — 3,75 млрд. рублей. Эти суммы, по сути, являлись компенсацией потерь федеральных дотаций.

 

— С 1 января 2008 года область уже сама исполняла полномочия на территории НАО?

 

— Да. Мы приступили к исполнению полномочий, предусмотренных 184 Федеральным Законом, и получили право на доходы от федеральных налогов, собираемых в округе. Федеральные субсидии и субвенции, рассчитанные с учетом «ненецкой части» также стали зачисляться в бюджет Архангельской области. Был переработан весь пласт законодательства Архангельской области и НАО по осуществлению государственных полномочий. Большинство из них имеют социальную направленность. Во-первых, это практически вся сфера образования (за исключением дошкольного). Кроме того, это: специализированная медицинская помощь, санитарная авиация, обязательное медицинское страхование неработающего населения, содержание дома ребенка, все меры социальной поддержки населения, противопожарное обеспечение, поддержка сельского хозяйства, экологические мероприятия, региональные автомобильные дороги общего пользования — все эти полномочия с 2008 года также исполняет Архангельская область.

 

— Область сохранила все меры социальной поддержки населения округа?

 

— Разумеется. Архангельская область полностью сохранила меры социальной поддержки населения округа и условия выплаты зарплаты бюджетникам (даже те, которые намного превышали федеральные нормы). Мы финансировали даже те меры социальной поддержки населения, которые были приняты депутатами Собрания НАО в конце 2007 года и самим округом еще не исполнялись.

 

— Если раньше в округе меры социальной поддержки были ниже, то получается, что жители округа даже выиграли от перехода в 2008 году на прямое финансирование областью ряда полномочий. Насколько я знаю, область в прошлом году финансировала некоторые полномочия, которые в обязательный перечень не входили?

 

Северный завоз топлива и снижение затрат населения на оплату отопления не входит в список государственных полномочий, которые область обязана исполнять по федеральному законодательству. Однако, учитывая их значимость и неплохое исполнение бюджета области в 2008 году, мы финансировали эти расходы. Мы выработали уникальную в Российской Федерации практику исполнения полномочий в сложносоставном субъекте.

 

— Как кризис повлиял на бюджеты двух субъектов?

 

— Первоначально расходы на реализацию полномочий на территории НАО в 2009 году планировались в размере 6,8 млрд. рублей (на 23% больше, чем в 2008 году). Но резкий спад экономики и сокращение доходов бюджета заставили пересмотреть эти показатели. Прогнозируется, что прибыль предприятий НАО будет в 2,6 раза ниже первоначальных оценок. Общий объем выпадающих доходов областного бюджета оценивается в 2009 году в 16,6 млрд. рублей. При этом сокращение доходов от плательщиков НАО составит более 10 млрд. рублей (падение на 68%).

На апрельской сессии Собрания депутатов расходы областного бюджета были сокращены на четверть от первоначальных. Подход к сокращению полномочий Архангельской области и НАО был одинаковым.

При этом область сохранила все социальные обязательства перед жителями Поморья и округа.

— Что будет в 2010 году?

 

— Финансовые возможности областного бюджета заметно сократились. Доходы уменьшились (прежде всего, от плательщиков НАО), а расходы выросли (из-за изменения федерального законодательства). Например, в 2010 году из федерального бюджета больше не будут предоставляться субсидии гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг, на содержание ребенка в детских дошкольных учреждениях, на летний отдых детей, на доплату пенсионерам до регионального прожиточного минимума. Все эти расходы будут финансироваться из областного бюджета. В целом, некомпенсируемая нагрузка на наш бюджет увеличится на 937 млн. рублей.

В этих условиях мы отказались от полномочий, которые область не обязана исполнять на территории округа. Тем не менее, еще раз подчеркну: все социальные обязательства, которые предусмотрены законодательством, мы будем выполнять полностью.

 

— Какие государственные полномочия исполняют органы власти НАО?

 

За ними остались незначительные по финансовой нагрузке государственные полномочия. В основном на содержание аппарата управления, финансирование культуры и окружной больницы (за исключением санавиации и платежей ФОМС). В то же время доходы окружного бюджета (более 5 млрд. рублей) при отсутствии основных государственных социально-значимых и затратных полномочий позволяют предусматривать большой объем средств на строительство жилья, развитие местной инфраструктуры и т.д.

Таким образом, в бюджете округа вполне можно найти средства на финансирование северного завоза топлива и на компенсацию выпадающих доходов энергетиков от государственного регулирования тарифов. Последнее особенно логично, учитывая, что тарифы на жилищно-коммунальные услуги для жителей округа устанавливает администрация НАО.


Похожие новости

Последние новости