Нежаркий экватор

0 0

 Нежаркий экватор(Кандидат в губернаторы Н. Киселев, март 2004).

Сегодня - ровно половина срока, отведенного законом губернатору Николаю Киселеву, с момента вступления в должность. По этому поводу состоялся брифинг, на котором Николай Иванович критиковал предшественников и говорил о собственных успехах. Как следовало из его выступления, за два последних года область преуспела во всех основных показателях - бюджетном наполнении, строительстве жилья, доходах населения, газификации.

Мы предлагаем вам задуматься, сколь продуктивным оказалось "губернаторское время", оценив его непредвзято. По фактам.

В РАЗВИТИИ

Итак, за два года Николай Иванович набрал политический вес. Стал регулярно появляться в федеральных теленовостях. Дорос до членства в Морской коллегии при Правительстве РФ и в Президиуме Госсовета. Назначения приятные, пусть даже они из разряда обычной ротации. Другое дело, что повышение статуса первого лица пока что никак не сказалось на плюсах для региона.

За эти же два года серьезно изменилась политика Кремля внутри страны. Во-первых, стартовали национальные проекты. Владимир Путин охарактеризовал их так: "Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России - это необходимое и логичное развитие нашего с вами экономического курса. Это гарантия от инертного проедания средств без ощутимой отдачи. Это курс на инвестиции в человека, а значит - в будущее России".

Речь, естественно, не столько о Москве, сколько о территориях, которым жизненно необходимо подтянуться. Иными словами, регионам дали катера и снасть и поставили задачу - рыбы наловить. Чем не стимул для реализации предвыборных посулов о повышении зарплат медикам и педагогам, строительстве доступного жилья, решении проблем в сельском хозяйстве?

Киселев, конечно, это понимает. Иначе бы не говорил:

"Эффективность работы по национальным проектам станет критерием оценки региональной власти".

А проекты, тем не менее, идут со скрипом.

Пример - реализация приоритетного жилищного проекта. По оценке Министерства регионального развития, здесь Архангельская область входит в тройку худших вместе с Тувой и Алтаем.

Второй стратегической задачей - как для страны, так и для каждого региона - является переход от модели выживания к модели развития. Как заявил заместитель директора департамента социально-экономического развития регионов и территориального планирования Минрегионразвития Максим Перов, "сегодня главная цель - создание торгово-экономического макрорегиона "Россия", охватывающего население порядка 300 миллионов человек. Если мы за 10-15 лет не решим эту задачу, три существующих макрорегиона - США, Евросоюз и Азиатско-Тихоокеанский - просто разорвут нашу страну между собой".

Поэтому в соответствии с поручением президента проведен анализ существующих программ социально-экономического развития субъектов РФ. Выводы таковы: "Прописанных, заявленных целей развития на региональном уровне, как правило, нет. Есть весьма размытые задачи по обеспечению текущего функционирования".

Минрегион внес в правительство документы, согласно которым каждая территория обязана иметь стратегию развития на 20 лет. А у нас по-преж-нему не принята областная программа социально-экономического развития на 2005-2008 годы.

Отметим, что программа в общем-то написана и даже опубликована. Буквально каждый абзац губернаторского послания-2005 отсылает нас к ней. Этот документ, как заявлено, - "чёткий ориентир для работы власти всех уровней, представителей деловых и научных кругов, работников социальной сферы, общественности".

Программа даже выносилась на одну из сессий облсобрания, но внезапно была отозвана самим губернатором.

АДМИНИСТРАЦИЯ, КОТОРОЙ НЕТ

Возможно, больше внимания вопросам стратегического развития региона можно было уделить, получи развитие идея о создании областного правительства. Губернатор смог бы делегировать существенную часть своих текущих полномочий председателю правительства, сконцентрировавшись на главных направлениях работы.

Но такого разделения не произошло. Хотя принцип коллегиальности заложен в пункт 1 статьи 27 Устава Архангельской области. Как заметил руководитель парламентской фракции "Единая Россия" Станислав Вторый, "де-юре правительство области есть, и оно должно принимать решения. Де-факто - правительства области нет". Вице-спикер Дмитрий Таскаев назвал такую ситуацию системным кризисом: "Я предрекаю, что многие решения, подписанные губернатором за эти два года, будут признаны нелегитимными. Потому что он подписывал их от лица областной администрации, которой нет".

Два года назад Киселев заявлял: "Нет кадровой политики: способных людей выталкивают и из властных структур, и из области". Став губернатором, он до сих пор ведет подбор команды.

"Четкая и понятная система кадровой работы, адекватная современным требованиям, должна быть создана в течение 2005 года". Этот рубеж тоже в прошлом.

Невольно вспоминаются слова главы Центризбиркома Александра Вешнякова о заместителях, меняющихся как перчатки, и о "команде" обладминистрации, в которой всяк сам по себе.

Такого рода кадровая политика, конечно, не способствует долгосрочному планированию. Да и вопрос, сможет ли Николай Иванович переломить ситуацию, становится все больше риторическим.

ЭФФЕКТ ЭСКАЛАТОРА

Обратимся к статистике.

Исполнение областного бюджета-2005 выполнено с профицитом. Продолжается пусть и не слишком большой (14 процентов), но рост реальных денежных доходов населения. Растет зарплата, хотя ее уровень (без учета НАО) не дотягивает до средней по СЗФО. Объем инвестиций в основной капитал в 2005 году составил 23,8 миллиарда рублей, или 122,2 процента к уровню 2004 года.

Правда, основными объектами инвестирования остаются "ефремовские" проекты: строительство газопровода Нюксеница-Архангельск и магистральных газопроводов из Ямала в Европу, проходящих транзитом через южные районы области, строительство и реконструкция автомобильных дорог, развитие "Севералмаза".

Помимо этого, появление пятого национального проекта оставляет надежду на газификацию области. В остальном же "плюс" приходится на "минус": с одной стороны, теснее стали связи с норвежскими нефтегазовыми корпорациями, с другой - "Норильский никель" намеревается покинуть Архангельский порт и увести грандиозные объемы грузов в Мурманск.

Продолжается обвал в сельском хозяйстве: падает доля животноводства, сокращаются посевные, разоряются предприятия. Из-за непомерных энерготарифов уходят на металлолом некогда прибыльные тепличные хозяйства.

Наметились проблемы и у флагмана областной экономики - ЛПК. Здесь небольшой рост сохраняют лишь предприятия целлюлозно-бумажной промышленности. У остальных - стабильно отрицательная динамика. Многие леспромхозы находятся на стадии банкротства или уже обанкрочены, а зарплата в некоторых из них в полтора раза ниже прожиточного минимума.

Кстати, по долгам невыплаченных зарплат мы вторые в СЗФО. Даром, что на "юбилейном" брифинге губернатор доложил: долги по зарплате в регионе отсутствуют. Но это у бюджетников. По этой линии сейчас везде порядок.

На том же брифинге Н. Киселев подчеркнул: объемы возведения социального жилья за прошлый год увеличились в пять раз. Интересно, входит ли в эти показатели Ненецкий округ? Вот цифры. Всего в нашей полуторамиллионной области в 2005 году построено 73,5 тысячи квадратных метров, а в НАО с населением 40 тысяч человек - 23,1 тысяча "квадратов".

И самое последнее. Все очень плохо с демографией. Естественная убыль населения - шесть человек на тысячу.

Такая вот работа, такие результаты. Напоминает бег наверх по эскалатору, который едет вниз.

Дмитрий ДУНАЕВ, Олег ГРИГОРАШ.

Фонд "Перспектива"www.arhperspectiva.ru

(www.arhperspectiva.ru)


Похожие новости

Последние новости