Архангельск построил первый храм

0 0

 Архангельск построил первый храмВоссозданный храм оживил набережную, восстановив кусочек прежней панорамы. И архангелогородцы надеются, что и улицу переименуют обратно, в Успенскую. Ведь раньше улицы от Двины и храмов начинались и нарекались храмовыми именами. Давно заметила, что народ мимо храма не пробегает. Обязательно притормозит и на купола посмотрит. Кто-то при этом улыбается, кто-то облегченно вздыхает. Да и есть от чего. Этот белокаменный красавец - первый храм, отстроенный на земле Архангельска после разрушений начала прошлого века. Может с него возрождение города наконец и начнется.

ЦЕРКОВЬ БЛАГОДАРЯ РОСПИСЯМ ДЫШИТ

Вчера, с раннего утра в Успенском храме было не протолкнуться. Простые прихожане и "випы" разных мастей заняли подступы ко всем храмовым входам. Все одеты в лучшее: кто в золотой куртке, кто в казачьей папахе и камуфляже, кто в костюмчике "от Гучи". Иномарки и полуразвалившиеся "Жигули" запарковали всю улицу Логинова. Словом, собрание пестрое, но объединенное общим двойным праздником. И у каждого десятого за руку ребенок. А у некоторых прямо в руках. Груднички-близнецы в двух зеленых сумках, ожидающие епископского благословения на паперти, - такое зрелище для многих впервые.

Уральские колокола, церковное пение, торжественная служба, чин освящения, крестный- ход и награждение тех, благодаря кому возродился храм. Церковные награды в числе немногих получают наши иконописцы: Сергей Егоров и Игорь Лапин. Эти два человека тоже совершили свое человеческое- чудо - расписали новый храм. Да так, что входящие ахают от красоты и неожиданности. Дело в том, что росписи для наших храмов необычные. И цвет, и исполнение.

Расписанные стены и своды не давят золотом и густотой темных красок. Пастельность тонов придает легкость, прозрачность и невесомость. От серебристо-голубой гаммы веет свежестью и чистотой. Первое, что приходит в голову, - наверное, вот так вот всё там, на Небе. Лики светлые, одежды строгие, образы правильные, точеные, ювелирные, не схематичные. Отрываться не хочется. Храм благодаря росписям живой. Он дышит.

За основу росписи иконописцы взяли фрески Византии, Греции и Сербии XIV-XV веков. И cербские мотивы как дань храмам, погибшим в этой стране в последнюю войну. А краски современные. Немецкие, высококачественные, фасадные. Им сносу не будет. Но расписывать ими оказалось непросто. Добиваясь легкости и прозрачности, Сергею с Игорем пришлось только фон наносить в восемь тончайших слоев. А огромные лики писать тоненькими кисточками, которыми пишутся небольшие иконы. Два года такой кропотливой работы - и эффект волшебный. Кажется, никто даже не удивится, если святые образы вдруг заговорят.

Огромные окна впускают в храм много света, утопающего в мраморных лестницах и полах, и обычного полумрака церкви нет. Все со вкусом и тактом. А мастера-иконописцы готовятся к завершению росписи стен, врат, созданию иконостаса. Когда работа будет закончена, храм станет еще торжественнее. Но уже сейчас его образ завершен и изыскан. Успенский храм получился по-северному строгим, изящным, невычурным. К нему лежит душа. Сюда хочется приходить.

ПАДАВШУЮ КОЛОКОЛЬНЮ ВЫПРЯМИЛИ

В середине 90-х начали сбор денег на возрождение Успенского храма. Архитекторы Ляшенко и Никитин сделали проект. За основу взяли прежний храм. Освятили закладной камень, в нишу заложили святыни - камни из Троицкого собора Антониево-Сийского монастыря и древнего византийского храма в Никее. И работа закипела. Но не верилось тогда, в 2001-м, что через семь лет его купола отразятся в Двине. Чудо случилось - оно уже с нами.

Какими были и как выглядели деревянные предшественники нового храма - доподлинно неизвестно. А о каменном до нас дошло много интересного. Церковь была любопытная. В ней смешались русский и голландский стиль - само по себе явление редчайшее. А иконостас изготовлен в стиле ампир. В XIX веке он сгорел, и восстановить его не смогли.

А вот колокольне в этом смысле повезло. В начале прошлого века у этого трехъярусного сооружения разрушился фундамент, и колокольня сильно покосилась. На манер Пизанской башни. И впервые в истории России инженеру Покрышкину колокольню удалось выпрямить.

Когда в 1930 году храм разрушили, на церковном фундаменте выстроили дом красных специалистов. Но он в короткое время сгнил. Потом на этом завидном месте кто-то чего-то постоянно собирался строить. Но так и не случилось. А в 90-е годы XX века решили отстроить новый храм. От прежнего остались лишь несколько камней фундамента и храмовая икона, пережившая смутные времена.

ВОРА ОСВОБОДИЛА ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА

О храмовой иконе стоит сказать особо. Это огромная икона Успения Божией Матери в серебряной золоченой ризе, отделанной жемчугами. Но дело совсем не в красоте и таланте мастеров, ее создавших. Икона чудотворная. Она лечила и спасала.

Но самая громкая чудесная история произошла с этой иконой в 1631 году. Пробравшийся в церковь вор пытался скрыться с добычей через окно, но был удержан неведомой силой и "приклеен" к подоконнику. По другой версии - оконная рама "обхватила" его со всех сторон. И освободить татя удалось лишь после молебна, отслуженного перед иконой Успения Божией Матери.

После разрушения храма икону перенесли в Соломбалу, в храм святого Мартина. А в прошедшую среду, 27 августа чудотворную храмовую икону возвратили Успенской церкви. С почестями и торжественными молебнами.

Елена ДОИЛЬНИЦЫНА


Похожие новости

Последние новости