Пращуры строить умели, а мы научились скамейки в Двину бросать

0 0

 Пращуры строить умели, а мы научились скамейки в Двину бросатьГОРОД В АСФАЛЬТ ЗАКАТАЛИ, ТЕПЕРЬ ОБЕЩАЮТ ФАСАДЫ ПОКРАСИТЬ

Для начала собравшимся показали жуткие картинки на больших экранах. После первых же заместитель мэра Юрий Пачин весело сказал своим: "Вот за это нас будут ругать". Весело, потому что ругани российский чиновник никогда не боялся. И за большие грехи у нас лишь в сенаторы ссылают. А тут... велика беда, город как после бомбежки и одновременного нашествия злобных инопланетян, "оплодотворивших" исторические улицы чужеродным архитектурным семенем.

У нас в архитектуре хаос, анархия и кустарщина. Парки бурьяном заросли, вместо деревьев - рекламные щиты, которых значительно больше, чем в других городах с соизмеримой численностью населения. Пристроит какой-нибудь владелец крылечко к своей лавке, выкрасит метр стенки от дверей в веселенький цвет, а вокруг разруха. Через десять метров такое же крылечко. Весь город в таких заплатах. А Главпочтамт один владелец покрасил, а другой денег пожалел. И стоит здание как принц и нищий в каменной плоти.

Цементные карнизы рушатся, фасады не просто облупились, много откровенных расколов, требующих срочной экспертизы, под балконами ходить опасно. Трава в человеческий рост не косится. А растущая рядом с домами зелень приводит к намоканию стен. Каждый владелец может спокойно заложить кирпичом окна, вывесить неразрешенную рекламу, покрасить здание в свой любимый цвет без всякого согласования. Например, МИУ. В дикий желтый себя выкрасили, обелиск неразрешенный во дворе поставили, и никто не смог противостоять самоуправству. За всем этим в городе никто не следит, не штрафует. У нас заповедник под названием "Кто во что горазд".

На одной из архитектурных картинок Архангельска новая водосточная труба. Нижним концом она упирается в бетон, да не просто упирается, края в него буквально ввинчены. Вот загадка: откуда потечет вода в ливень? Ответ: как и всё в Архангельске... не через то место. Вот такой городской и водосточный тупик.

Правда, новая команда губернатора в тупики не верит. Понятно, они недавно в нашем городе. И первые успехи окрылили. Город удалось-таки закатать в асфальт! В хорошем смысле этого слова. Но у них ведь и дальнейших планов громадье. Нет, город-сад в ближайшие дни не обещают. Но правильный ремонт, бодрящую дух по-краску и подсветку зданий, ухоженные скверы и аллеи хотят внедрить в мэрские и собственнические мозги. За ослушание - санкции, законные и жесткие. И везде контроль, учет и короткие сроки. Так что придется, видимо, собственникам и город-ским чиновникам не только на свой карман поработать, а почистить, побрить, умыть и освежить лицо города. Иначе - плетка, в виде штрафов и увольнений. Главное, чтобы в этой всеобщей порке невиновным не попало, бюджетникам, к примеру, которых не наказывать надо, а помогать стараться.

МАКАРОВСКИЕ ДАЖЕ В РАЗВАЛИНАХ ВПЕЧАТЛЯЮТ

Хочется с удоволь-ствием, как в известной песне "...пройду по Абрикосовой, сверну на Виноградную...", чтобы кругом солнечно и по-домашнему уютно. Не выходит... Хмурым июльским утром улица Попова ведет нас к развалинам пивзавода. Какой бы уголок мог быть красивый! Набережная, Двина, новый храм сверкает золотыми куполами, отреставрированный старинный домик с творческой школой внутри, "Боброфф" и новенький радиодом. А это торчит как бельмо на глазу. Окна выбиты, стены осыпаются, роща на крыше. Один из корпусов просто рушится и, по оценкам экспертов, скоро завалится, если не начать реставрацию. В администрации области успокаивают, что, если в ближайшее время арендаторы не займутся реставрацией вплотную, здание отберут. Ведь там что угодно можно разместить... выставочный зал мог бы быть шикарным. А городу его не хватает.

Цирк - забава детства. Говорят, Кудрин, проезжая, попросил остановиться возле. Это ведь и его детство. Я там видела Карандаша и Кио, гордилась, что в нашем городе есть цирк. Во многих других только летние шапито ставились. А теперь это старая и опасная развалина. Там бомжи со стеклотарой и киоск удачи с лотерейными билетами. Цирк обречен. И мне его жалко, мне трудно будет принять это место без него. А еще не хочется, чтобы здесь вырос еще один уродский торговый центр.

О четвертой школе и шхуне "Запад" уже и говорить нет мочи. Вид их в депрессию вгоняет. Дворец пионеров обшарпан до невозможности и сер, будто не детское учреждение, а исправительное. А напротив просто сам старый Архангельск, вот тот по-домашнему уютный, игрушечный. Расписной Никольский храм и отреставрированный дом Плотниковой. Скоро вся усадьба заиграет. А вот Соловецкое подворье уже приложения рук требует. А банков-ский переулок - реставрации. Дом Писахова - украшение Поморской, но новоделы рядом как монстры, памятники безвкусице всех времен и народов. Все эти "гранд плазы" и сити-центры - позор нашим архитекторам и отцам города, разрешившим это убожище на исторических улицах ставить. Хотите, возводите в новостройках привокзалки. А тут надо было стиль соблюсти.

Хотя что мы тут о стиле. Макаровские бани и все архитектурные памятники, что напротив, просто сердце терзают своим рваным нищенским видом. В тех банях я маленькой бывала. Монументальностью они поражали, и вокруг жизнь была. Сейчас внутри шприцы и использованные одноразорвые принадлежности, а за окнами болотина, покрытая пластиковыми бутылками. Но и в этом антураже, с выбитыми окнами Макаровские всё равно монументальны и впечатляют. Умели же строить для себя и для людей пращуры наши!

Над современным родным городом хочется плакать навзрыд. И это мы еще не с Соломбалы начали. Там тоже сплошные потери и раны. На Чумбаровке только сердце отходит. Хотя тоже всё не так и неверно. Но над этим можно работать. И с владельцами зданий в том числе. Над ре-кламой не в стиле, над цветом не в цвет, над слайдингом вместо настоящего дерева. Хорошо, что сохранили, замостили и скамейки с фонарями поставили. Этой улицей Донской запомнится.

Да... скамейки и фонари. Не всё и не всегда зависит от власти. Многого мы могли бы сами не позволить ей и не допустить. Но промолчали... И теперь, когда появился у нас уют на маленьких городских кусочках - на Красной пристани, на Чумбаровке, немножко на Набережной и в сквере Драмтеатра, - мы умудряемся с ним активно и успешно бороться. Видимо, нам хочется жить в хлеву. Фонари свернуты, скамейки изуродованы. А недавно один знакомый рассказывал, что сам лично видел, как какие-то уроды (ну как их еще назовешь?) бросали в Двину новенькие скамейки с Красной пристани...

Елена ДОИЛЬНИЦЫНА


Похожие новости

Последние новости