В нулевом чтении

0 0

 В нулевом чтенииИменно комитет и рекомендует сессии - принять или отклонить тот или иной законопроект. Именно в комитете шлифуются формулировки и выстраиваются компромиссы. Порой на заседаниях комитета, на так называемых нулевых чтениях, страсти кипят сильнее, чем на самих сессиях.

СДЕЛАНО В ТЕНИ

Вывести малый бизнес из тени, помочь легализации предпринимателей, которые сейчас ведут дела вне рамок правового поля, - такова сверхзадача областного закона "О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента". Однако, по мнению ряда депутатов областного Собрания, в своем нынешнем виде законопроект скорее нацелен на пополнение бюджетных доходов. Определенное противоречие - налицо. Искать компромисс предстоит, скорее всего, на майской сессии регионального парламента.

История с введением патент-ного налогообложения для предпринимателей началась еще осенью прошлого года. Сама по себе идея достаточно любопытная и - в теории - должна способствовать развитию малого бизнеса на территории региона.

Суть проста - вместо разнообразных видов налогов и сопровождающих их бумажной отчетности предпринимателю достаточно один раз приобрести патент на занятие определенным видом бизнеса. Подобная система действует почти в половине регионов России, в том числе и у наших соседей - в Мурманской области и Республике Коми. Преимущества очевидны - нет необходимости обивать пороги налоговой инспекции, тратить время (которое, как известно, деньги, особенно для малого бизнеса).

Впрочем, патентная система имеет и ограничения - предприниматель не имеет права привлекать наемных рабочих и должен заниматься кон-кретной, определенной законом, деятельностью.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ

Собственно говоря, именно этот перечень и стал минувшей осенью камнем преткновения. Тогда депутаты решили, что он искусственно сужен. Очевидно, парламентарии были правы - ведь в первой версии законопроекта перечень видов деятельности содержал всего семь позиций! При этом размеры потенциально возможного годового дохода для исчисления стоимости патента по видам деятельности был рассчитан на основе анализа законодательных актов других регионов России. Выборка, конечно, была объемная - разработчики изучили законы 27 субъектов Федерации. Но в каждом регионе свои особенности, и насколько такой подход обоснован при исчислении дохода архангельских предпринимателей - во-прос, думается, риторический.

В итоге тогда, в сентябре прошлого года, депутаты законопроект фактически завернули, предложив областной администрации не только серьезно расширить перечень предпринимательской деятельности, при которой можно применять упрощенную систему налогообложения на основе патента, но и экономически обосновать предлагаемые значения потенциально возможного годового дохода предпринимателя, на основе которого и будет обсчитываться стоимость патента.

Спустя почти полгода на рассмотрение депутатов был внесен новый вариант законопроекта "О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента". На этот раз перечень видов деятельности, разрешаемых для налогообложения на основе патента, расширен кардинально - до 61 позиции. То есть в случае принятия закона патентную систему налогообложения можно будет применять ко всем возможным видам малого бизнеса, который способен вести индивидуальный предприниматель: от ремонта обуви до тренерских услуг и фотографирования.

Однако, как выяснилось на предварительном обсуждении законопроекта в комитете областного Собрания по инвестициям, собственности и предприниматель-ству, во-просы у депутатов всё же остались. И касались они прежде всего стоимости патента.

ПОСЧИТАЛИ - ПРОСЛЕЗИЛИСЬ

Скажем, депутата Любовь Анисимову смутили некоторые цифры, которые предложили разработчики законопроекта из областной администрации.

- В проекте доходность от производства хлеба и кондитерских изделий определена выше, чем доходность от лесопиления, от ремонта и строительства жилья, - говорит Любовь Викторовна, - но насколько эти цифры соответствуют реальной жизни? Неужели производство хлеба рентабельнее, чем лесопилка? Во всяком случае, к нам, в облсобрание, хлебопеки в последнее время очень часто обращаются с просьбами о компенсации расходов. Не понятно, почему уравнены доходы от секретарских услуг и услуг автотранспорта, то есть того же такси. Если мы такие цифры опубликуем, люди нас просто засмеют! Ведь диспаритет налицо!

Согласился с коллегой и председатель комитета Виктор Казаринов. На его взгляд, подобный закон нужен именно для вывода предпринимательства из тени, а не только для пополнения бюджета. А в предложенном варианте стоимость патентов вряд ли будет стимулировать "подпольных" предпринимателей к выходу на свет.

- На этом этапе лучше снижать ставки, чтобы у людей было желание легализовать свою деятельность, - считает он. - И если желающих перейти на патентную систему будет мало, необходимо дальнейшее снижение ставок. В этом случае у людей хотя бы пенсионные отчисления будут идти!

Возможно, корень проблемы кроется именно в методике расчетов, с помощью которой и определялся потенциальный доход предпринимателей. Как отметили представители администрации, размер возможного годового дохода определялся так, чтобы стоимость патента корреспондировала с суммами налога на доходы физических лиц, уплачиваемых со средней заработной платы работников организаций аналогичных видов деятельности и отраслей экономики.

При этом при определении потенциальных доходов использовались статданные о среднемесячной зарплате на предприятиях области, а также статотчетность о среднемесячной зарплате в сфере малого бизнеса.

Но нельзя забывать, что ставка налога на доходы физических лиц составляет 13 процентов, а частный предприниматель выплачивает 6 процентов. Кроме того, представляется, что доходы предприятий и малого бизнеса всё же различаются. Вряд ли хлебопек на мини-пекарне будет получать столько же, сколько на большом хлебозаводе. Прежде всего, потому, что объем производства всё же отличается, и достаточно серьезно. Да и насколько статотчетность соответствует реальности, вопрос тоже открытый.

Вызовет ли в таком виде эта новация интерес у предпринимателей? В конце концов, переход на новую систему налогообложения - дело добровольное. Во всяком случае, далеко не во всех регионах, где эта система была введена, зафиксирован всплеск интереса к патентам. Возможно, связано это именно с завышенной, на взгляд предпринимателей, стоимостью патентов.

Впрочем, и сами авторы законопроекта полагают, что больших изменений в финансовую ситуацию области внедрение патентной системы, по крайней мере, на первых порах, не внесет.

ШТРАФОМ ПО БЕЗДОРОЖЬЮ

Напротив, авторы другого законопроекта уверены, что его принятие позволит существенно изменить ситуацию с наведением чистоты и порядка на наших улицах. Поправка в закон "Об административных правонарушениях" предлагает серьезно, в разы, увеличить штрафы за нарушение правил благоустройства и озеленения территорий муниципальных образований.

С актуальностью предложения поспорить сложно - состояние улиц, придомовых территорий и дорог в области у всех перед глазами. И благополучным это состояние назвать сложно. Да и недавний обильный снегопад в очередной раз подтвердил: что-то неладное в Архангельске происходит с дорожными службами.

Причин, которыми принято объяснять эту вакханалию, довольно много - и объективных, и не очень. Однако, как полагают авторы, само нарушение правил и технических норм во многом обусловлено крайне низким уровнем штрафных санкций за их нарушение, поэтому и предлагают их увеличить. Так, для должностных лиц штраф может составить от 10 тысяч до 20 тысяч рублей. А для юридических - от ста до трехсот тысяч рублей. По-вторное нарушение влечет за собой еще большее увеличение штрафа.

Как ожидается, рассмотрят депутаты на майской сессии и ряд поправок, которые, на первый взгляд, носят технический характер.

Скажем, поправка в областную целевую программу "Безопасность образовательных учреждений" несколько меняет направление потоков финансирования. Дело в том, что в прошлом году работы по огнезащитной обработке деревянных конструкций зданий школ и садиков были проведены с опережением графика - в итоге удалось сэкономить почти 2,5 миллиона рублей. Эти-то средства и предлагается направить на дополнительное финансирование приоритетного направления программы - установки систем автоматической пожарной сигнализации в образовательных учреждениях.

Андрей МУРАШОВ,

фонд "Перспектива"


Похожие новости

Последние новости