Сторожевые псы

0 0

 Сторожевые псыНаверное, есть смысл поделиться некоторыми впечатлениями с читателями. Ведь вся наша работа - для них. И если кто-то говорит, что ущемляются права журналистов, то это значит, что одновременно ущемляются и право читателей получать достоверную информацию.

Одним из первых на съезде в Москве выступал Джим Бумела, президент Международной организации журналистов. В конце своего выступления он сказал такие слова: "Хочу выразить озабоченность ослаблением роли СМИ как сторожевого пса интересов общества".

Любые сравнения хромают. Но это как-то легло на сердце. Во-первых, есть привязка - пес-то сторожевой! И привязка у него не к власти, не к государству, не к хозяину. А к обществу.

Еще какие ассоциации вызывает это сравнение? Сторожевой пес никогда не будет вилять хвостом и лизать любую протянутую к нему руку! Более того, он обязан грызть и кусать любого, кто посягнет на интересы, которые ему доверили защищать. А это - общественные интересы.

Много у нас настоящих сторожевиков? Знаю - классных, породистых. Но - увы - многие приняли обличие болонки. А что делать? Когда речь идет о выживании - все средства хороши.

Генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Никитенко (кстати, эту должность потом съезд упразднил) в своем выступлении сказал, что наша пресса уже достигла в своем падении дна. "А оттуда постучали..." Значит, падать уже некуда и необходимо что-то предпринять, чтобы окончательно не разрушить информационное поле России. Выход один - дать прессе финансовую независимость. А для этого необходимо перераспределить 10 миллиардов долларов, которыми располагает рекламный рынок, в пользу регионов. Сейчас в Москве остается 80 его процентов.

Правда, потом редактор и владелец "Московского комсомольца" Павел Гусев сказал, что этого сделать никто не позволит. А когда я заговорила об этом с коллегами уже в Петербурге, на меня посмотрели, как на провинциальную простушку - деньги были, есть и будут в Москве! А эти заявления для того, чтобы занять на пару дней наше воображение.

Как выживать? Печатать объявления о продаже крупы или идти на поклон к власти. Наверное, поэтому почти все выступающие на съезде говорили о необходимости диалога власти и СМИ. И каждый подчеркивал: "Речь, конечно, идет не о прогибе..." А о чем еще? Что еще власти надо?

Олег Попцов хотя бы конкретизировал задачу. Он сказал так: "Раньше нам говорили - президент святое, трогать его нельзя. А всех остальных - можно. Теперь у нас "святое" будет и президент, и премьер-министр, и правительство, и парламент. И Союзу журналистов надо хотя бы выработать тактику, как себя вести в этих условиях". Ведь вилять хвостом придется очень мощно, даже яростно.

Председателем Союза избрали вновь Всеволода Богданова - выбора не было во всех смыслах этого слова.

Кстати, на съезде на этот раз даже не было делегации Москвы. Как-то она сама по себе отделилась от регионов. И вообще, не покидало ощущение разобщенности и даже безысходности.

А вот в Питере витали несколько иные настроения. Сначала мы попали в Ленэкс-по, где в это же время были развернуты выставки информационных и рекламных технологий, а также Международного книжного салона. Здесь же, в Ленэкспо, проходила специализированная выставка "Медиа-атлас Северо-Запада", где было представлено всё лучшее, что есть на информационном рынке Северо-Запада. Там были стенды всех областей, кроме Архангельской. Но компенсировалось насыщенным стендом Ненецкого округа.

Потом состоялись круглые столы с участием полпреда Ильи Клебанова, а также таких известных писателей как Даниила Гранина, Александра Кушнера, Андрея Столярова.

Церемония награждения победителей журналистского конкурса СеЗаМ-2008 на этот раз прошла в великолепных интерьерах Юсуповского дворца. Там также присутствовала губернатор Петербурга Валентина Матвиенко.

Наша газета попала в две номинации, в том числе и самую главную: "За лучшее освещение социально-политической, экономической, культурной жизни Северо-Западного региона".

Но основное, как бы не звучало это банально, это встречи с коллегами. На одной из таких встреч редактор "Невского времени" Михаил Иванов сказал тоже довольно точную вещь - в своей профессии мы денег не заработаем, у нас остается одно - успешность.

С другой стороны - что это такое? И когда он спросил, кто считает свое СМИ успешным, руки - подняли два человека. Это редактор газеты, которая печатает развернутую телепрограмму плюс семейные советы. Тираж она имеет 40 тысяч и прибыль тоже. Еще одна успешная газета имеет тираж 90 тысяч экземпляров, учреждена мэрией Новгорода и распространяется бесплатно. Оказалось, по статистике успешных газет в России восемь процентов, притом, в эти ряды случайно попали те, кто специализируется на кроссвордах и советах - что чем лечить, но это несколько иной формат. В конечном результате успешными можно назвать только два процента газет России. Преимущественно это крупные московские издания. Им еще и из регионов власти деньги вкачивают.

Значит, будем добиваться успешности, кто ее как понимает...

И все же хочется верить - придет время, когда мы будем чувствовать себя не шавками, не болонками, не декоративными пудельками, а подлинными сторожевыми псами!

Светлана ЛОЙЧЕНКО, фото автора


Похожие новости

Последние новости