Не всякий бакалавр станет магистром, зато впишемся в Европу

0 0

 Не всякий бакалавр станет магистром, зато впишемся в ЕвропуРазработчики закона говорят: система хорошая. Во-первых, бакалавр сможет "превратиться" в магистра не только в своем вузе, но в любом другом. Во-вторых, при желании он устроится на работу за рубежом, потому что будет возможность поступать даже в магистратуры университетов стран Евросоюза. В-третьих, бакалавриат можно закончить по одной специальности, а магистратуру - по другой.

В противовес звучат другие мнения: грядущая реформа - это всего лишь переход к платному образованию, говорят, что бесплатных магистратур в России не будет, а не поступивший в магистратуру студент - это, по сути, студент-недоучка, который не сможет найти достойную работу.

Реформа не обойдет и архангельский Поморский университет. О том, что ждет наш вуз уже следующей осенью, мы попросили рассказать проректора по учебной работе ПГУ Елену Старостину.

- Елена Николаевна, реформа коснется абсолютно всех специальностей?

- С 1 сентября 2009 года все вузы страны будут работать в режиме двухуровневой системы подготовки. Первый уровень - это бакалавриат, второй уровень - магистратура и специалитет. Останется ряд специальностей, но они будут касаться только сферы информационной безопасности, медицинских профессий и военных специалистов. Вызван этот переход на двухуровневую систему образования международными обязательствами: наша страна в 2003 году подписала Болонское соглашение, и двухуровневая система является одним из условий признания прозрачности системы образования в пределах Европы.

- А так ли нашей стране это необходимо?

- Я вижу как минимум два объяснения, почему нашей стране необходимо пересмотреть традиционную систему образования. Она во многом хороша, но, наверное, назрел тот момент, когда мы должны и в Европу вписываться, я имею в виду европейское образовательное пространство, и говорить с ней на одном понятном языке. С другой стороны, мы не можем оставаться в прежней системе, когда у нас огромный классификатор специальностей. Мы готовим специалистов по очень узким отраслям. У нас на сегодня более пятисот специальностей. А информационные потоки, перечень сфер занятости населения, сама жизнь сейчас меняются настолько быстро, что мы со своей классической системой образования очень часто опаздываем. То есть мы готовим таких специалистов, которые либо уже не нужны, либо еще не готовы к тому, что происходит. А система магистратуры и бакалавриата тем хороша, что она будет осуществлять подготовку не по конкретным специальностям, а по направлениям. И вместо пятисот специальностей будет задано порядка 100-120 направлений. И мы будем готовить людей, которые после обучения смогут состояться в гораздо больших сферах деятельности.

А второе объяснение этому переходу в том, что высшее образование сегодня приобретает массовый характер. Только ленивый сейчас не идет учиться в университет, институт, академию. Не прошел на бюджетное место - есть возможность учиться за деньги. И получается, что мы сегодня готовим огромное количество специалистов с высшим образованием.

- А новая система, надо понимать, это количество уменьшит?

- Не уменьшит, а разведет людей с высшим образованием на два блока - на тех, которые получили диплом бакалавра, а это будет означать, что они имеют широкую подготовку и возможность практической специализации, они будут отменными специалистами-практиками и будут идти по ступеням профессионального роста, и на тех, кто попадет в магистратуру и будет далее совершенствовать науку в этом направлении. Количество выпускников бакалавриата не будет совпадать с количеством набора в магистратуру, то есть не каждый попадет в магистратуру, а только тот, кто покажет способности к исследовательской деятельности.

- Ну по сути это будет что-то вроде нынешней аспирантуры...

- Аспирантура при этом тоже остается.

- Как известно, у ПГУ уже есть опыт подготовки бакалавров. Это гуманитарный факультет, где с самого начала его образования студенты обучаются четыре года...

- В ПГУ накоплен практиче-ски пятнадцатилетний опыт двухуровневого образования. Мы начали готовить бакалавров, когда это еще никак не соотносилось с Болонским процессом. Изначально это была педмастерская, которая переросла в гуманитарный факультет, который и сегодня продолжает работу в режиме бакалавриата и магистратуры. В этом учебном году мы готовим бакалавров по восьми направлениям. Это культурология, филологическое образование, прикладная математика и информатика, физико-математическое образование, педагогика (профиль "психологическое сопровождение лиц с проблемами в развитии"), социальная работа, художественное образование и менеджмент. Их мы изначально принимали на бакалаврскую программу. Художественное образование, например, - это факультет педагогики, начального образования и социальной педагогики, где на заочном отделении мы получили лицензию на подготовку бакалавров по направлению "художественное образование", профиль "музыка".

Две бакалаврские программы есть также на математиче-ском факультете - физико-математическое образование и прикладная математика и информатика. Есть магистерские программы. Пока их три - культурология, филологическое образование и педагогика, но мы намерены пополнять список лицензированных программ магистратуры. Многие факультеты на сегодняшний день уже получили положительное заключение УМО - учебно-методических объединений, которые позволяют нам начать процедуру лицензирования.

- Как известно, предполагается, что в магистратуре студент сможет учиться не только в том вузе, где он окончил бакалавриат, но в любом другом, и даже зарубежном. Вопрос в том, будет ли такая возможность? Это же не только способности, но и денег нужно немало иметь...

- У ПГУ есть опыт сотрудничества с зарубежными вузами. И вот уже который год мы выходим на практику совме-стных магистерских программ. То есть мы разрабатываем программы и договариваемся с университетами Норвегии и Финляндии о том, что мы готовим их по сопряженным учебным планам. При этом наши студенты едут в Норвегию, а норвежские студенты к нам. Это и есть та академическая мобильность, которая является одним из ведущих направлений Болонского процесса.

- Но ведь и трудностей будет много. Такую систему придется переворотить...

- Проблем очень много. И первая проблема в том, что нет соответствия между теми направлениями, по которым мы готовим бакалавров и магистров, и теми профессиями в нашем трудовом классификаторе, которые бы четко говорили - вот здесь нам нужен бакалавр, а здесь магистр. И опасения возникают не только у студентов и их родителей, но также у вузовских работников. Кроме того, есть еще некий момент неопределенности. Заключается он в том, что в государстве еще не утвержден новый классификатор образовательных программ, то есть мы не знаем, какие будут программы бакалавров и какие программы магистров. Кроме того, должны быть утверждены новые государ-ственные образовательные стандарты. Их пока нет.

- По сути, до перехода на двухуровневую систему образования остается один учебный год. Абитуриентов, которые будут по-ступать нынешним летом в ПГУ, вы будете принимать уже на четыре года обучения? Или на пять, а потом переводить на четыре?

- Пока повсеместный переход законом не предусмотрен, мы не собираемся всех превращать в бакалавров.

- То есть тех, кто сейчас учится на первом, втором, третьем и четвертом курсах, не могут против воли перевести на бакалавриат?

- Если студент поступил на программу пятилетнего курса обучения, то учиться он будет пять лет, в том числе после 1 сентября 2009 года. А вот с 1 сентября 2009 года, пожалуй, выбора уже не будет. Так диктует закон.

- Вы сказали, что количество студентов, которые закончат бакалавриат, не будет совпадать с количеством студентов, которые попадут в магистратуру. Какие требования будете предъявлять?

- Это еще не известно. Известно только, что выпуск бакалавров не совпадает количественно с местами в магистратуру. Более того, есть даже разговоры о том, что право готовить магистров будет доверено только ведущим крупным вузам. То есть нам еще придется доказывать свою состоятельность.

- Понятно, что с переходом на бакалавриат придется чем-то пожертвовать. Что будет сокращаться - количество предметов или учебных часов по этим предметам?

- Студенты будут больше ориентированы на самостоятельную работу. Проще говоря, станет меньше лекций.

Беседовала Марина ТРЕТЯЧЕНКО


Похожие новости

Последние новости