Валентина Чеснокова: Надо создать мотивацию у студента к занятиям физкультурой

0 0

Валентина Чеснокова: Надо создать мотивацию у студента к занятиям физкультуройВ субботу, 11 августа, в России будет отмечаться День физкультурника. Ежегодно с 1939 года миллионы наших сограждан отмечают этот праздник — праздник всех, кто любит спорт, — вне зависимости от профессии и возраста. Накануне мы встретились с Валентиной Николаевной Чесноковой, заведующей кафедрой физической культуры САФУ, кандидатом биологических наук (1995), доцентом, и побеседовали о роли и значении физкультуры в формировании образа мыслей и стиля здорового образа жизни, о разработке и внедрении в САФУ инновационных программ и учебных продуктов в обучающий процесс по физической культуре и спорту, о других аспектах «физкультурного» вопроса.

САФУ: Валентина Николаевна, Вы человек опытный как в общечеловеческом плане, так и профессиональном. Скажите, физкультурой, спортом сегодня занимаются меньше или больше, чем скажем в последний этап советской эпохи?

Валентина Чеснокова: Если говорить о массовой физкультуре и спорте среди взрослого населения, то я считаю, что теперь этим занимаются значительно больше. Я это вижу, когда выезжаю на университетскую лыжную базу на Илесе, не говоря уже о лыжном стадионе «Малые Карелы», где активное времяпровождение носит действительно массовый характер. Опять же в зимнее время все городские стадионы отданы для массового катания на коньках. А взять огромное количество появившихся частных спортивных центров и залов, где можно заниматься шейпингом, аэробикой, фитнесом, посещать тренажерные залы. С появлением новых направлений — пилатеса и йоги — посещаемость спортцентров также увеличилась. Да и плавание в бассейнах не утратило популярности. В советскую эпоху таких возможностей было гораздо меньше, в основном спортзалы в вечернее время работали при учебных заведениях. Поэтому однозначно, люди стали больше заниматься физкультурой, спортом. Другой вопрос, что все заведения практически платные, и занятия в них — удовольствие, порой, не из дешевых. А поскольку в прошлом я легкоатлетка и по сей день продолжаю совершать часовые пробежки, то хочу заметить, что бегающих людей все же немного. Я считаю, что можно оздоравливать себя и при этом не платить деньги.

САФУ: В СССР были такие утвержденные государством общедоступные физкультурные нормативы, как «Готов к труду и обороне», некоторые другие. Несколько лет назад шла дискуссия о возвращении в российское общество подобных и знаков отличия, и самих нормативов, пусть и в реформированном виде. Как вы считаете, нужны они россиянину в XXI веке или растущее самосознание человека само определит, вести ему здоровый образ жизни или нет?

В.Ч.: Цель тех нормативов — гармоничное физическое развитие человека, поскольку комплекс включал в себя бег на короткие и длинные дистанции, прыжки в высоту и длину, метание гранаты, ряд других спортивных дисциплин. Вообще, это была классная система, поскольку на основе ГТО проводились соревнования по летнему и зимнему многоборью. К слову, в свое время я была победителем областных соревнований по многоборью. После таких стартов спортсменам присуждались разряды, звания кандидата, мастера спорта СССР, что позволяло идти дальше в совершенствовании спортивного мастерства. Думаю, что при возрождении советского опыта и в университете занятия проходили бы интереснее, разнообразнее. Тогда бы появилась возможность готовить студентов по таким давно забытым спортивным дисциплинам, как метание гранаты, к примеру. Этот легкоатлетический вид развивает суставную гибкость и силу мышц плечевого пояса, улучшает функциональные возможности легочной системы человеческого организма. В нормативах ГТО очень много положительного. Есть в этом вопросе и другая сторона медали. В существующей системе учебных зачетов надо получать зачет по каждому виду, но кто-то не может быстро бегать или хорошо прыгать в высоту, длину. А в комплексной системе достаточно набрать определенное количество очков и студент получает зачет. Сделать это легче, поскольку учитывается средний результат по нескольким упражнениям комплекса. Так что, я за возвращение прежней оправданной системы спортивных нормативов типа ГТО. Да и не только я, вся наша кафедра придерживается такого мнения. Поскольку, когда старое возвращается на новом уровне — это замечательно, ничего плохого в этом нет.

САФУ: Валентина Николаевна, Вы зав. кафедрой физической культуры. Каковы педагогические аспекты формирования здорового образа жизни средствами физической культуры?

В.Ч.: Очень интересный вопрос, и Вы даже повторили меня, когда мы на кафедре обсуждали, в каком направлении нам работать в условиях, когда появился физкультурно-спортивный центр «Арктика», взявший на себя весомый кусок бывшей нашей внеучебной работы. То есть теперь мы занимаемся непосредственно воспитанием в будущем специалисте желания заниматься физической культурой и понимания того, зачем это ему — студенту — нужно будет сейчас и в последующей жизни. Всегда, а тем более в условиях рыночной экономики, работодателю нужен здоровый работник. Важно чтобы будущий специалист был в форме, а не проводил время перед компьютером смотря лучшие комедии. Поэтому и в связи с открытием ФСЦ «Арктика» с сентября 2011 года мы ввели методико-практические занятия с участием психолога, работающего в направлении «Физическая культура как компонент профессиональной успешности будущего специалиста». Профессионалы проводят различные тренинги, мозговые штурмы. Студенты выполняют задания, рассказывают, что они вкладывают в то или иное понятие, и, рассуждая, приходят к осмыслению. Добавлю, практическим путем мы пришли к выводу, что проводить такие занятия следует со старшекурсниками, что мы теперь и делаем. Старшекурсники, особенно прошедшие производственную практику, понимают, какой вид спорта им следует выбрать для поддержания хорошей физической формы. Например, студенту лесотехнического института для работы в лесу по 8–10 часов нужно иметь очень крепкое физическое состояние. Результатом такого обучения мы удовлетворены, поскольку есть обратная связь — наши выпускники приходят и благодарят за полученные знания, пользу от которых, придя на производство, они ощутили в полной мере.

САФУ: Этой методикой охвачены все студенты нашего университета или выборочно?

В.Ч.: Эти занятия мы ввели для студентов общеуниверситетских специальностей. Но, к сожалению, из-за нехватки преподавательского ресурса и спортсооружений, не можем сделать охват большим. Хотя в новом учебном году мы вводим еще полставки психолога, что можно считать нашим продвижением вперед в этом важном вопросе.

САФУ: Как сегодня в САФУ идут процессы разработки и внедрения инновационных программ и учебных продуктов в обучающий процесс по физической культуре и спорту?

В.Ч.: Инновационные программы мы начали внедрять давно, еще в АГТУ, в частности в институте информационных технологий. Студенты — это творческие и талантливые люди, способные придумывать и творить интереснейшие проекты, в том числе дипломные. У меня было 3-4 дипломника, с которыми мы сделали проекты с разработкой компьютерных программ для дальнейшего применения их на кафедре при проведении методико-практических занятий. Так, появилась программа «Антропометрия». С ее помощью ведется расчет кожно-жировых складок в теле, что позволяет рассчитать процент жира в теле, сравнить с нормой и откорректировать тренировочный процесс. Была разработана программа, рассчитывающая сердечно-сосудистую и дыхательную системы, основываясь на существующих индексах, и мы сделали программу «Здоровое питание». С помощью этой программы студент может самостоятельно подкорректировать свое питание, убрав лишние жиры и углеводы, выбрав то, что он хочет кушать и рассчитать свою диету. Использование компьютерных технологий в учебном продукте можно считать инновационными методиками. Сегодня мы продолжаем работать над созданием у студента мотивации к занятиям спортом, физкультурой, но не насильственными методами, а через понимание, для чего им это нужно сейчас и в будущем. А поскольку все хотят быть успешными в жизни и в профессии, то надо быть и здоровыми. И у нас это получается. Более того, две наши студентки пошли дальше и в настоящее время являются соискателями кандидатских диссертаций по педагогическому направлению. Мы готовы поделиться опытом.

САФУ: Эти вопросы будут обсуждаться и на предстоящей в начале октября Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура и спорт в современном обществе». Конференция пройдет в стенах нашего университета — инициатора ее проведения. Насколько заявленная тема актуальна сегодня, и кого из знаменитостей спортивного мира и ученого сообщества ожидают организаторы форума?

В.Ч.: Могу ответить на Ваш вопрос только в своей части. К нам приедут профессора из академии имени Лесгафта (Санкт-Петербург). По линии нашей кафедры мы пригасили Веру Степановну Макееву, профессора, доктора наук, заведующую кафедрой рекреации спорта и туризма в Орловском техническом университете. У них уже несколько лет успешно работает факультет, а ныне направление «Рекреация спортивно-оздоровительного туризма» — это то направление, которое надо открывать в нашем институте физкультуры, спорта и здоровья. Это актуально, поскольку туризм и все что с ним связано активно развивается, об этом много говорится на различных уровнях. При этом мало кто профессионально этим занимается. Такой вопрос заявлен в программе конференции, и мы будем его обсуждать.


Похожие новости

Последние новости