НАО. 18 августа из Архангельска в акртический рейс отправилось научно-экспедиционное судно «Академик Федоров» с экипажем дрейфующей станции «Северный полюс -36» (СП-36) и участниками морской части экспедиции «Арктика-2008». Об этом сайту ARHPERSPECTIVA.RU сообщили в пресс-службе администрации НАО со ссылкой на пресс-службу Северного межрегионального территориального управления Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Северное УГМС).
В арктический рейс судно с участниками дрейфующей станции СП-36 и морской части экспедиции «Арктика-2008» отправилось из порта Архангельск около полуночи. Как сообщалось ранее, в Архангельске на борт научно-экспедиционного судна были погружены грузы дрейфующей станции «Северный полюс-36», два вертолета МИ-8 и их экипажи, основные экспедиционные составы морской и дрейфующих экспедиций, которые сформированы в ААНИИ, модули для метеостанции на острове Врангеля, принадлежащей Северному УГМС.
После выхода из порта Архангельск судно взяло курс на восток по трассе Северного Морского пути. Перед очередным походом «Академик Федоров» прошел плановый ремонт в Польше.
Как отмечают в пресс-службе Арктического и Антарктического НИИ (ААНИИ) Росгидромета экспедиция «Арктика — 2008» является крупнейшим мероприятием России в 2008 году в рамках Программы Международного полярного года (МПГ) 2007/2008 и продолжает исследования, выполненные в период 2007 года и первой половины текущего года.
На борту «Академика Федорова» будут работать 64 ученых и специалиста в области исследований окружающей природной среды и 11 членов летного отряда. Руководитель экспедиции — начальник высокоширотной арктической экспедиции Владимир Соколов. Планируется выполнить исследования в высокоширотных районах Арктического бассейна и арктических морей, направленные на изучение изменений арктической климатической системы и состояния окружающей среды. Экспедиция будет работать в рамках целого ряда проектов МПГ 2007/08.
Одновременно с этим, в планы экспедиции входит осуществление снабжения и доставка нового жилого и лабораторного комплекса на полярную станцию на остров Врангеля, а также высадка на лед новой дрейфующей станции «Северный полюс-36» (СП-36).
Высадка СП-36 с 18 исследователями на дрейфующие льды к северо-западу от острова Врангель запланирована до 10 сентября. Обширная экспедиционная программа работ, которые продлятся в течение года, включает в себя ряд экспериментов и исследований по изучению процессов в океане, морском льду и атмосфере.
Напомним, дрейфующая станция СП-36 продолжит работу своей предшественницы СП-35. СП-35 проводила работы, начатые в 2003 году станцией СП-32. Таким образом, Россия вернулась в высокие широты Арктики. СП-35 была создана в рамках программы Международного полярного года, в ее работе в течение длительного периода времени впервые принял участие специалист из Германии.
Станция работала более 9 месяцев в районе, где практически не было дрейфов. СП-35 начала работу 21 сентября 2007 года. На станции был развернут комплекс оборудования, позволяющий вести исследования атмосферы, морского льда, океана и их взаимодействия.
В целом в реализации программы экспедиции «Арктика — 2008» принимают участие специалисты более десяти российских институтов, шести ведомств - Министерства природных ресурсов и экологии, Росгидромета, Российской академии наук, Роснауки, Министерства обороны и Министерства транспорта РФ.
Завершение работ экспедиции планируется 24 сентября, когда судно зайдет в порт Мурманск и экспедиционный состав сойдет на берег, а судно направится в порт Санкт-Петербург, чтобы прибыть туда не позднее 2 октября. В начале ноября «Академик Федоров» отправляется в Антарктику.
По мнению председателя Совета Федерации Сергея Миронова, процесс активного таяния арктических льдов, а также развитие новых технологий глубоководного бурения открывают невиданные возможности быстрого освоения арктических территорий. Определение точных границ российской части арктического шельфа принципиально важно для установления юрисдикции над ним.
«Сейчас основными претендентами на освоение богатств Арктики являются Россия, Канада, США, Дания, Норвегия. А также три полярных государства, не имеющие океанических границ — Исландия, Швеция и Финляндия, — напоминает он. — В очереди на освоение арктических залежей углеводородов — еще более 20 государств, включая Южную Корею и КНР».
По мнению лидера «Справедливой России», у нашей страны сейчас есть целый ряд преимуществ, которыми она должна грамотно воспользоваться. «Россия имеет мощный ледокольный флот, который в ближайшее время должен быть возвращен под управление государства, — отмечает Миронов. — В ее руках и портовая инфраструктура Севморпути — дешевой водной трассы, соединяющего Старый и Новый Свет с Юго-Восточной Азией как ведущей мировой бизнес-площадкой. „Справедливая Россия“ считает крайне важным скорейшее восстановление Севморпути силами государства и внутренних инвесторов из числа ведущих транспортных и сырьевых компаний».
Председатель Совфеда отмечает, что эксплуатироваться Севморпуть мог бы созданным специально для этой цели международным консорциумом. Помимо этого, важно и военное присутствие. «У России — самый большой постоянный военный потенциал в Арктике: там базируются Северный флот и подразделения ВВС, - подчеркивает он. — Все это создает условия для того, чтобы наша страна стала ведущим разработчиком арктических ресурсов и надежным партнером остальных участников освоения богатств этого региона».