Москва. Государство совместно с Внешэкономбанком реализует проекты по созданию верфей, способных производить новые платформы и супертанкеры, начиная с первого полугодия 2008 года. Именно тогда будут отобраны инвестпроекты создания новых верфей, способных производить гигантские разведывательные и добывающие платформы и супертанкеры для перевозки газа и нефти. Речь идет о производстве
«Сегодня российское судостроение переживает не лучшие времена, имеющиеся у нас производственные мощности остро нуждаются в модернизации, накопленный научно-технический потенциал, новые проекты практического применения не находят», — заявил премьер-министр Виктор Зубков, открывая заседание правительства, посвященного этой проблеме.
Сам процесс реформирования отрасли затянулся, но оплатить научно-исследовательские работы по созданию судостроительных мощностей возможно. Так, на федеральную целевую программу «Развитие гражданской морской техники» выделяется более 90 миллиардов бюджетных рублей.
«Необходимо провести в отрасли четкие и качественные структурные преобразования, предусматривающие ежегодное наращивание объемов производства, обеспечить высокую производительность труда», — подчеркнул Зубков, отметив, что такие меры должны повысить инвестиционную привлекательность отрасли.
Кроме того, премьер считает важным активнее включать в процесс совершенствования отрасли институты развития — такие, как Внешэкономбанк, одним из приоритетов деятельности которого является именно судостроение. Только в этих условиях, по мнению Зубкова, можно обеспечить гражданскому судостроению «выгодную конкурентную позицию, взять на себя значительную долю мирового рынка продаж».
Однако, как заметил министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, «портфели заказов на мировых верфях уже сформированы до 2012 года». И отобрать заказы у конкурентов уже нереально. Так что у гражданского морского транспорта есть лишь один выход — ориентироваться на период за пределами 2012 года. Впрочем, хорошо бы и к этому времени запустить мощности, на которые, собственно, и рассчитана ФЦП.
После того как государство совместно с ВЭБом отберет проекты новых верфей, понадобится
Открытый конкурс по проектам строительства новых верфей в трех регионах (на Дальнем Востоке, на Севере, на Северо-Западе) уже объявлен на условии механизмов частно-государственного партнерства. По мнению Христенко, использование средств федерального бюджета, привлечение частного капитала и средств институтов развития — «это сочетание, которое наиболее адекватно потребностям отрасли». Но нынешний уровень мощностей современных верфей не позволяет производить суда водоизмещением более
Правительство готово создавать на перспективу собственный портфель заказов и встраиваться в этот сегмент мирового рынка.
Поскольку же на реализацию ФЦП в
— Сложные суда — это та ниша, которую должно занять российское судостроение на внутреннем рынке, а также выходить с ним на внешние рынки, — сказал Христенко.