ФОМ: ОТНОШЕНИЯ РОССИЯН К ЕГЭ - ОДОБРИТЕЛЬНО ВОСПРИНИМАЮТ 18%, НЕОДОБРИТЕЛЬНО – 36% ОПРОШЕННЫХ

0 0

ФОМ: ОТНОШЕНИЯ РОССИЯН К ЕГЭ - ОДОБРИТЕЛЬНО ВОСПРИНИМАЮТ 18%, НЕОДОБРИТЕЛЬНО – 36% ОПРОШЕННЫХ

По данным Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), о введении в российских школах новой системы аттестации выпускников, в соответствии с которой экзамены по ряду предметов проходят в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ), «знают» 39%, «что-то слышали» — 38% респондентов. Каждый пятый участник опроса (19%) услышал об этой реформе в ходе интервью (последующие вопросы на тему ЕГЭ неосведомленным респондентам не задавались), 4% затруднились оценить уровень своей компетентности в данном вопросе.

На протяжении последних трех лет, в течение которых ФОМ изучает реакцию общественности на ЕГЭ, общая доля информированных остается практически неизменной, хотя при этом снижается число тех, кто уверенно заявляет, что «знает» о ЕГЭ (48% в 2005 году, 45% — год назад, 39% — сегодня), и, соответственно, увеличивается доля тех, кто лишь «что-то слышал» о нем.

Что касается отношения россиян к ЕГЭ, то здесь динамика наблюдается, и она неблагоприятна для этого нововведения. Сегодня одобрительно воспринимают его 18%, неодобрительно — 36% опрошенных (остальные затруднились ответить либо не отвечали на данный вопрос в силу полной неосведомленности о ЕГЭ). Год назад распределение ответов было принципиально иным: 28% одобрительных и 23% неодобрительных суждений.

Пятая часть россиян (20%) имеют, как им кажется, хорошее представление о сущности ЕГЭ, еще 37% знают о нем «в общих чертах» (больше всего компетентных людей среди респондентов с высшим образованием — 39 × 44% соответственно, а также среди молодых респондентов — 31 × 43%). Этих респондентов попросили указать, чем новый способ проверки знаний выпускников лучше прежнего, и чем — хуже.

Главное преимущество ЕГЭ по сравнению с традиционной системой экзаменов состоит, по мнению респондентов, «в том, что результаты ЕГЭ засчитываются при поступлении в вузы» (10%; ответы давались в открытой форме).

По мнению 6% респондентов, ЕГЭ — более справедливый и объективный экзамен («лучше оцениваются знания»; «более точные оценки»; «все по одной системе, и поблажек нет»; «на ЕГЭ все равны»). Конкретизируя, по существу, это мнение, некоторые подчеркивали, что ЕГЭ исключает коррупцию («не подкупишь учителей»), что на этом экзамене «невозможно списать», «все сдают своими силами, без подсказок и шпаргалок» (по 2% суждений каждого типа).

Кто-то воспринимает ЕГЭ как более легкий способ сдачи экзамена («есть варианты ответов, наверное, проще, легче сдать»), другие, напротив, полагают, что ЕГЭ - сложный экзамен, требующий серьезной подготовки («охватывает большой объем знаний»; «более сложно, и сдают только те, кто учит» — по 2% ответов каждого типа).

Довольно часто (10%) респонденты заявляли, что никаких преимуществ в ЕГЭ они не видят.

На вопрос о недостатках ЕГЭ был получен целый спектр самых разнообразных ответов; статистически наиболее весомую группу составили высказывания о необъективности, неадекватности этой системы оценивания знаний: «не выявляют реальные знания учеников»; «категорически не определяет степень образованности» (7%).

Претензии 3% респондентов адресованы содержанию экзаменационных заданий, которые, по их мнению, недостаточно продуманы: «вопросы ненормальные»; «набор тестов далек от программы общеобразовательной школы»; «вопросы составлены не совсем правильно» и пр.

По мнению 5% участников опроса, в программу ЕГЭ входят слишком сложные вопросы и задания - «не для наших школ». Примерно о том же говорили 2% опрошенных, подчеркивая, что уровень знаний выпускников российских школ недостаточен для сдачи ЕГЭ: «не готовы наши дети к ЕГЭ»; «дети наши мало знают, плохо занимаются учителя»; «в данный момент подготовка еще слабая».

Некоторых респондентов отталкивает формальный, обезличенный подход, заложенный в систему ЕГЭ, они называли это «бездушным, нетворческим выявлением знаний»: «всех по единому шаблону»; «всех под один компьютерный стандарт, нет личного подхода»; «не дает возможности показать учащимся истинные знания»; «меньше человек может выразить свое мнение, свои знания» (4%).

Другие обращали внимание на процедурные погрешности данного подхода, связанные с компьютерными сбоями (2%), высокой вероятностью утечки информации (2%) и ролью случая («везение, а не проверка знаний»; «спортлото» — 1%).

Участники опроса говорили также о психологических проблемах, осложняющих жизнь выпускников («лишнее травмы у детей»; «лишнее волнение для школьников»; «дети очень сильно переживают»; «большая психологическая нагрузка» — 6%); отдельные респонденты указывали на стрессовое воздействие на школьников «чужих стен» и незнакомых лиц: «не в своей школе, чужой преподаватель, это вызывает стресс»; «психологически трудно сдавать в чужой школе»; «сдача экзаменов не в своей школе на впечатлительных учеников действует угнетающе»; «дети теряются в чужой школе» (1%).

Закон «О едином государственном экзамене», по которому с 2009 года по ряду предметов ЕГЭ будет обязательным для выпускников всех российских школ, граждане воспринимают скорее неодобрительно. Однозначно его поддержал лишь каждый девятый респондент (11%), в то время как 54% считают, что у выпускников должно быть право выбора: сдавать экзамены в форме ЕГЭ или по прежней системе (последняя точка зрения особенно популярна среди людей с высшим образованием и жителей Москвы — 70 × 71% соответственно).

По мнению 30% респондентов, если бы у выпускников было право выбора, большинство из них предпочли бы старую систему выпускных экзаменов; в два раза меньше полагающих, что старая и новая системы пользовались бы примерно одинаковой популярностью у выпускников (15%), и лишь 8% считают, что большинство выпускников предпочли бы ЕГЭ.

Ответы на открытый вопрос: «Как Вам кажется, какие выпускники школ предпочли бы сдавать экзамены в форме ЕГЭ?» — показали, что единый госэкзамен чаще воспринимается как испытание для сильных, хорошо подготовленных учеников, «которые уверены в своих знаниях» (18%), чем для слабых, «имеющих формальные… узкие знания», тех, кто «заучивает ответы, как стихи» (6%).

Первая точка зрения отчасти отражена и в ответах тех респондентов, которые подчеркивали, что ЕГЭ выбирают выпускники, рассчитывающие на поступление в вуз (5%), ученики специализированных школ, гимназий, лицеев (2%), выпускники столичных или просто городских школ (1%); вторая — в отношении к ЕГЭ как к выбору лентяев и «халявщиков», «которые надеются на удачу» (1%).

Все остальные попытки «типизировать» выпускника, выбирающего ЕГЭ, отражают частные, локальные мнения (их статистический вес колеблется в пределах 1%): так, высказывались суждения, что ЕГЭ предпочитают сдавать богатые (те, «кто может заплатить за хорошую оценку») и «блатные»; ученики сельских школ; те, кто испытывает разного рода психологические проблемы (стеснительные, конфликтующие с учителями и пр.).

Ответы на симметричный вопрос: «Какие выпускники школ предпочли бы сдавать экзамены по прежней системе?» — в целом распределились сходным образом, хотя акценты были расставлены несколько иначе, чем в предыдущем случае. Так, в наиболее распространенном типе ответов старая система экзаменов рассматривается как предпочтительный выбор слабых, плохо подготовленных учеников (12%). Однако лишь немногим реже высказывалось мнение, что привычная система экзаменов устраивает всех: «все выпускники хотели бы сдавать по старой системе» (9%), а 7% респондентов, представляя другой полюс мнений, говорили, что эта система отвечает интересам «более сильных», «способных учеников», «выпускников с хорошей подготовкой», «думающих, рассуждающих», тех, «кто любит свободно мыслить».

 В прочих ответах, как правило, подчеркивались те или иные аспекты, связанные с представленными выше точками зрения (так, респонденты говорили, что обычные экзамены — для тех, кто надеется на помощь учителей, — 2%, не претендует на поступление в вуз — 1%, или для тех, «кому не безразлична оценка», «кто хочет иметь хороший аттестат» — 1%, и пр.).


Похожие новости

Последние новости