Этно - джазовая медитация

0 0

 Этно - джазовая медитацияЕсли быть совсем точным, то начался фестиваль не с привет-ственного слова ведущего Игоря Гаврилова, приехавшего из Ярославля, а, как и полагается в "спонтанной" музыке, с небольшой импровизации "звезды" фестиваля, акустического гитариста Ивана Смирнова. Смирнов - феноменальная личность, гений, как называют его в столичной прессе, действительно фигура на российской джазовой сцене неординарная. Его по праву называют лучшим акустическим гитаристом России, высоко ценят за рубежом. Его стихия - этно-фьюжн, а в произведениях чувствуется влияние различных музыкальных традиций: восток, кельтская музыка, фламенко... Он сам любит говорить, что играет некую "музыку мира". Неудивительно - ведь этно-фьюжн, этно-джаз, пожалуй, наиболее космополитичные музыкальные направления.

Многие помнят Ивана Смирнова по его работе в первом в Союзе джаз-роковом ансамбле "Арсенал" под руководством саксофониста Алексея Козлова. С начала девяностых он работает самостоятельно. На фестивале в Архангельске играл материал с последних своих альбомов "Среди пустыни", "Долгое озеро", "Встреча". Небольшая вступительная импровизация, принятая публикой "на ура" - хороший показатель мирового уровня музыканта. Никакой навязшей академичности, свободные мелодии, перетекающие одна в другую, приятный звук акустической гитары... Ну а когда уже после официального объявления музыканта вышли поддержать члены его коллектива: гитарист Дмитрий Сафонов и перкуссионист, сын Ивана Смирнова, Михаил, все окончательно встало на свои места. Удивительное по энергетике трио, настоящий "наш" ответ Джону Маклафлену! В очередной раз получила подтвер-ждение мысль, что заряд, который несет в себе этот музыкальный культурный симбиоз, поданный под джазовым соусом, всегда положителен.

Говоря о фестивальной энергетике, невозможно отделаться от мысли, насколько важен энергетический посыл то ли организаторов, то ли участников, то ли зрителей, то ли всех вместе, для того, чтобы меро-приятие прошло на ура. У последних "Дней джаза" этого не получилось, чего не скажешь о случившемся "Этно-Джаз-Фестивале". Наверное, всему виной Мандала, украшавшая фестивальную сцену, - ее уникальные элементы, связанные в одну общую идеальную метафизическую систему, как прообраз "идеального фестиваля". Может, кто-то в зале, сконцентри-ровавшись на ней, смог достичь особого "этно-джазового" медитативного состояния и воспринять музыку так, как никогда раньше?!

"Мандала" - это и название программы "Фэн-Шуй Джаз-Театра", еще одного гостя фестиваля в Архангельске, отыгравших второе отделение. Многонациональный коллектив, в котором есть и молдаванин, и украинец, и сенегалец, под руководством саксофониста Олега Киреева, - действительно своеобразный "театр". Сам Киреев сказал, что у них на концертах публика может делать, что хочет - танцевать, рисовать, так и создается своеобразная "театральная" атмосфера. Их музыка погружает в еще большей степени в пространство восточных, африканских культур, рождая в голове образы то бескрайней пустыни, где песчаные вихри сметают все живое, то восточного базара - разноголосого и пестрого.

Завершался фестиваль северными традиционными мотивами, украшенными джазовой гитарой Тима Дорофеева, от ансамбля "Восток-Север". Не устану говорить об уникальности коллектива, совсем еще молодого, но уже хорошо известного в России. Сложные нити северных песен, адаптированных великолепной вокалисткой Екатериной Зориной в джазовую среду, собирают музыкальный жемчуг остальных членов коллектива, чтобы на свет появилось очередное уникальное этно-джазовое "оже-релье" - вроде бы северное, а вроде бы и нет... Неповторимое...

Александр КОЖЕВНИКОВ


Похожие новости

Последние новости