Боевые верблюды и субмарина на колесах

0 0

 Боевые верблюды и субмарина на колесахБог с ними, с верблюдами - вполне естественная реакция на тропическую экзотику человека, впервые побывавшего в Индии. Думается, в заг-ранкомандировку Киселева приглашали все же не ради того, чтобы он полюбовался парадом в честь национального праздника Индии.

Пересечений у нашей области с индийцами, как выяснилось в ходе визита, не так и много. Это возможные совместные космические программы, военно-техническое сотрудничество и алмазы. Правда, по всем трем пунктам есть весьма серьезные "но".

Да, в Индии серьезно развита огранка алмазов - в этой отрасли работает более миллиона человек. Но какой смысл обеспечивать их сырьем - поморскими алмазами - если на северодвинской "Звездочке" есть собственное ограночное производство? Наверное, для начала стоило бы решить вопрос с регулярными поставками сырья с Ломоносовского месторождения в Северодвинск.

Что касается космоса - индийцы заинтересовались участием в российской глобальной навигационной системе и предложили совместно разработать космический аппарат для изучения солнечной активности - понятно, что здесь вне конкуренции "Плесецк". Но, как отметил Николай Иванович, программа сотрудничества только формируется, и о подробностях говорить рано.

Зато в сфере военно-технического сотрудничества с Индией, а точнее, в его морском аспекте, мы почти вне конкуренции. "Я сожалел, что по площади нельзя было прокатить подводную лодку, - отметил Киселев, - но индийцы показали макет субмарины, который был установлен на автомобиле".

А почти - потому что есть еще Санкт-Петербург с его мощным судостроительным комплексом, которому, естественно, тоже требуется загрузка.

Не секрет, что за заказы индийских ВМФ конкуренция между российскими судостроителями идет довольно жесткая. Но окончательное решение принимается на уровне Рособоронэкспорта. И лоббировать интересы северодвинцев надо именно там, а не в Индии.

Примечательно, что Николай Иванович, отвечая на наш вопрос, косвенно с этим согласился: "Конкуренция между регионами есть, и области надо быть гибче в этом вопросе. Но на правительст-венном уровне мы делить заказы не стали - это было бы неправильно!"

А вот с этим согласиться трудно. В условиях масштабного кризиса ЛПК работа северодвинских машинострои-телей становится, по сути, единственным серьезным источником пополнения регионального бюджета.

Но, судя по всему, единственный реальный результат, привезенный из Индии, - договоренность о совмест-ной встрече с руководством Рособоронэкспорта и директорами северодвинских заводов. Правда, речь там пойдет не о новых заказах, а о необходимости корректировки контракта по модернизации авианесущего крейсера "Адмирал Горшков".

Впрочем, как отметил Николай Иванович, будучи в Индии удалось договориться о встрече и с другим функционером федерального уровня - начальником российских железных дорог Владимиром Якуниным.

Вот, по сути, и все, что осталось в сухом остатке от поездки. Правда, есть и некий виртуальный результат, на который указал Киселев: "Считаю, что мое участие в правительственной делегации - это хороший показатель для федеральных министров!"

Андрей МУРАШОВ.


Похожие новости

Последние новости