Гептил влезает в гены и вызывает мутации

0 0

 Гептил влезает в гены и вызывает мутации Научно-практическая конференция по проблемам ракетно-космической деятельности особого ажиотажа в Архангельске не вызвала. Просто все уже примерно знают, что услышат. Представители космоса скажут, что пуски - это благо, и мы должны радоваться, что именно у нас стоит космодром. Что это перспективы для области. И вредности от него никакой нет, а дальше ее еще больше не будет. А наши экологи с медиками попытаются возразить, но доказательной базы не хватит.

Так, в общем-то, и вышло. Но появились некоторые новые положительные тенденции у космоса на нашей земле и серьезные опасения у докторов и исследователей. Нам снова и по-хорошему разъяснили, что в других странах территории просто борются за право размещения у себя космодрома, расценивая этот фактор, как положительный. Хотя каждый, кто хоть когда-то учился в школе, знает, что место для космодрома выбирает не население на референдуме, а ученые по специальной схеме: географическое положение, геологическое, роза ветров и так далее. Исходя из этого, космодром для нас - данность.

Тем более что он у нас в стране единственный. И многие запуски с Байконура скоро переведут сюда. Тоже понятно, заграница требует денег за нарушение экологии, а на родине можно что угодно и без денег. Ни разу ни за один ядовитый запуск страна не заплатила области. Потому что предварительно власти проковыряли себе лазейку, утверждая, что платить обязательно надо, но лишь за коммерческие запуски, а за те, что работают на Отчизну и ее обороноспособность требовать деньги кощунственно. А то, что людей военные запуски травят так же, как и коммерческие никого наверху не волнует. Да и любому коммерческому спутнику приписать жуткую обороноспособность, нет проблем. Поэтому область и не получила ни одной копейки.

Порадовали космические структуры только тем, что выходят из обращения комплексы, работающие на гептиле. Что и гептил сам в стране, наконец, заканчивается. А космические корабли нового поколения, собирающиеся бороздить просторы вселенной, в ближайшее время будут работать на совсем безобидном топливе, кислороде и керосине. В том числе и те, что переведут к нам с Байконура. Кроме того, траектории падения ступеней сильно изменятся, и страдать будут в основном районы Коми, Хантемансийского округа и Томской области. Именно туда, в том числе на леса первой категории, начнут валиться с неба тонны раскаленного металла. И уже для обнаружения беспилотные самолеты на основе разведчиков сконструированы.

Перспектива "радостная". Но подчистую область избавится от гептиловых пусков лишь в 2015 году. А по утверждению Светланы Совершаевой, ученого СГМУ, много лет изучавшей здоровье населения местностей, на которые падают ступени ракет, проблема гептила не сиюминутная. Она останется даже тогда, когда его перестанут использовать. Дело в том, что гептил проникает внутрь клетки при любой концентрации, накапливается в жирах, вызывает мутации и влияет на генетический аппарат. А это значит, что последствия могут сказаться через десятилетия и отразиться на следующих поколениях.

Да еще население, не понимая опасности, легко высчитывает, куда упадет отравленный металл и успевает вывезти его до прибытия эвакуаторов. И, при некоторых погодных условиях, вещество может переноситься на сотню километров от эпицентра. Новорожденный ребенок в зоне риска при определенном ветре может получить до 99 суточных доз гадости. Детская смертность здесь в пять раз выше, чем на чистых территориях. У младенцев низкая жизнестойкость и способность к адаптации. Здесь очень высокий уровень новообразований.

Главный санитарный врач страны во всеуслышание заявил, что для канцерогенных и мутагенных веществ не могут устанавливаться предельно допустимые концентрации. Потому что любая доза вредна. А представители космоса постоянно, будто издеваясь, спрашивают, как подсчитать ущерб, и в чем его считать? Мол, найдите единицу измерения и докажите, тогда заплатим. И количество смертей для них не аргумент. А, получается, и считать не надо, потому что это вредно без сомнения, а за вред надо платить.

Елена ДОИЛЬНИЦЫНА.

КОММЕНТАРИЙ

Л.Е. Ледина, кандидат химических наук. Москва

- Гептил высокотоксичен и опасен при любом поступлении в организм: через желудочно-кишечный тракт, органы дыхания, кожу, слизистую оболочку. Оказывает нервно-паралитическое, удушающее действие, канцерогенен и при окислении может образовывать еще более токсичное вещество - нитрозодиметиламин. Неограниченная растворимость в воде способствует его миграции, а стабильность в почве и растениях - накоплению в цепях питания. Эффективных способов обезвреживания гептила не существует, а сильно зараженные территории должны быть выведены из обращения.

v


Похожие новости

Последние новости