Они занимают слишком много места...

0 0

 Они занимают слишком много места...Воспитаннице архангельского профессионального училища интернатного типа, что на ул. Дачной, Эле Чернаковой - 21 год. А на вид- будто подросток, больше семнадцати не дашь. Эля красивая: волосы длинные, ярко-рыжие, и большие синие глаза. Она сидит за партой в мастерской, а под партой у нее больные ноги. У Эли ДЦП. Преподаватели рассказывают, она настолько плохо ходит, что падает по пять раз на день. В училище для инвалидов Эля пришла не сразу - всё хотела поступить в художественный лицей. Она рисует очень хорошо. Пыталась поступать и в другие училища. Но детский церебральный паралич был помехой...

Эля учится здесь первый год. И по всей вероятности - если не случится чуда - последний. В октябре прошлого года педагоги училища узнали, что отныне они будут учить детей не два года, как раньше, а год. Такое распоряжение пришло "сверху". Родители сильно возмущались, писали письмо в областной департамент соцзащиты населения, но тщетно. А в начале ноября учителей и учащихся "попросили" с третьего этажа здания. По официальной версии департамента соцзащиты - там организуют социальную службу для стариков.

В том, что училище закроют, его персонал почти не сомневается. Правда, беспокоятся не о себе: часть персонала обещали взять работать в социальную службу. Сердце болит за детей, больше половины которых - из области...

"ПО ПОЛНОЙ ПРОГРАММЕ"

В начале этого учебного года всем учащимся интерната было сказано переписать заявления, поданные при поступлении. В новых нужно было указать, что учиться профессиям переплетчика, портного, бухгалтера и прочим они будут год. А документом, который отныне будут получать учащиеся по выходе из училища, станет не диплом, а простое свидетельство.

Первый вопрос, который задали возмущенные родители педагогам, - а как же программа? Учебная программа ведь рассчитана на два года. Писали по этому поводу письмо начальнику областного департамента социальной защиты населения Андрею Калашникову. А он в ответ (педагоги этот ответ до сих пор помнят дословно): "Не беспокойтесь, ваши дети получат профессию по полной программе за один год и выпустятся весной 2008 года".

Родители с таким ответом, понятно, не согласились. А поскольку в департаменте соцзащиты больше на контакт не шли, начали обращаться к депутатам. Было это в октябре прошлого года - в канун выборов в Государственную Думу. Депутат, к которой обратились родители и педагоги со своей бедой, так и ответила, что, мол, сессия, выборы, подождите, некогда сейчас.

А потом на третьем этаже начался ремонт. Училище разом лишилось компьютерных классов, кабинета технологии, швейного цеха, актового зала и библиотеки. Как сказали в департаменте социальной защиты населения, на этаже будет создана социальная служба. Правда, каковы будут ее функции - так и не пояснили. Сказали просто - будет вестись обслуживание пенсионеров.

"ПОРА БРАТЬ ПРИМЕР С ЗАПАДА"

- И вот тут-то мы поняли: нас закрывают. Со дня на день мы ждем, что нас уволят, а учащихся распределят по другим училищам. Соцработники сказали нам, что это не проблема, - рассказывает Евдокия Васильевна Гусева, мастер производственного обучения. - А как распределять, если, например, профессии переплетчика больше ни в одном архангельском училище не учат? И потом - у меня полгруппы пришло с домашнего обучения. Потому что в школах их пихали, роняли, заталкивали в туалеты.

Евдокия Васильевна вспоминает, как в недалеком прошлом все тот же начальник областной соцзащиты Калашников, успокаивая их, говорил, что со всеми теми заболеваниями, что есть у детей в этом училище, можно обучаться в обычных училищах и проживать в обычных общежитиях. И вообще, пора брать пример с Запада, где давно уже пропагандируется инклюзивное образование, когда дети-инвалиды учатся вместе со здоровыми детьми.

Спрашиваю у Евдокии Васильевны - с какими именно? Она перечисляет: органическое поражение головного мозга, которое выражается в заикании, а также слабости рук и ног, врожденный порок сердца, детский церебральный паралич, инсулинозависимый сахарный диабет, бронхиальная астма, эпилепсия, глухонемота, оперированное легкое, онкозаболевания, заболевания костно-мышечной системы.

БОЛЬШЕ ПОЛОВИНЫ ДЕТЕЙ - ИЗ ОБЛАСТИ

После реорганизации, по заверению департамента социальной защиты, интернату останутся второй и четвертый этажи. Первый этаж - общий. На втором этаже располагаются учебные кабинеты, на четвертом - спальни. Больше половины всех учащихся интерната приехали из области. Они в училище и днем и ночью. Ночевать остаются также городские ребята - те, у кого совсем плохо со здоровьем.

На перемене заходим в одну из комнат. Знакомимся с молодым парнем. На вид - крепкий. Спрашиваем - чем болеет? Отвечает - ВПС. И расшифровывает: врожденный порок сердца. Диме, как и Эле, 21 год. В интернате учится уже второй год. Дима тоже слышал, что в департаменте социальной защиты считают, будто с его заболеванием можно учиться в обычном училище.

Спускаемся на третий этаж. Там вовсю ремонт. Пыль, грязь. И наверное, невдомек тем, кто всё это устроил, что у детей с тяжелыми заболеваниями легких в такой обстановке могут быть приступы.

"А ПОТОМ РАССКАЗЫВАЮТ, ЧТО У НИХ РОДИЛСЯ ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК"

К нашему разговору с Евдокией Васильевной постепенно присоединяются Светлана Антонова, мастер производственного обучения, председатель методической комиссии интерната, и Любовь Зайцева, фельдшер. Светлана Юрьевна рассказывает, как училище обращалось за помощью к заместителю губернатора области по социальным вопросам Михаилу Ситкину, но он не отреагировал.

- Они вот ухватились за эти свои нацпроекты и слышать больше ничего не хотят. А у нас вон ребята-инвалиды встречаются в интернате и женятся, а потом приходят и рассказывают, что у них родился здоровый ребенок...

Светлана Юрьевна убегает и приносит откуда-то свадебную фотографию:

- А мы себя при этом так ощущаем, словно нам премию дали.

Фельдшер Любовь Зайцева рассказывает, что зданию уже много лет нужен ремонт. А чиновники и слышать ничего об этом не хотят.

Спрашиваю - а где же у вас директор? Мне отвечают - а директора нет. Есть исполняющий обязанности. Выясняется, что директора в училище нет с 14 января этого года. В интернате ходит слух, будто Ольгу Ивановну Фомину руководство уволило по статье 278 Трудового кодекса РФ и что формулировка этой статьи едва ли не "Саботаж". В училище говорят, будто руководство упрекнуло ее в том, что она препятствовала ускорению ремонтных работ и образованию в здании интерната новой социальной службы.

На следующий день, 15 января, рассказывает Евдокия Васильевна, Ольга Фомина в последний раз провела планерку с коллективом. А коллектив впервые видел, что она плакала...

***

Старые окна третьего этажа уже частично заменили на пластиковые. И, по всему видно, ремонт там собираются делать серьезный. И, наверное, это не такая уж плохая социальная политика, если пенсионеров будут обслуживать в теплых, уютных помещениях. Но почему за счет других далеко не избалованных судьбой людей? А если это училище закроют, то область лишится уже второго образовательного учреждения для детей-инвалидов.

Напомним, что в сентябре прошлого дома в Маймаксе сошло со свай здание коррекционной школы-интерната. Ее воспитанников, среди которых тоже много детей из области, распределили в шестой детдом и 39-ю коррекционную школу в Соломбале. Глава Маймаксанского округа Владимир Плюснин тогда дал обещание педагогам сошедшей со свай школы, что к новому учебному году будет построено другое здание и детей вернут обратно. Хочется надеяться, что свое обещание глава округа сдержит...

Марина ТРЕТЯЧЕНКО

КОММЕНТАРИЙ

"Нет желающих учиться"

Любовь Кравцова, начальник управления социального обслуживания департамента социальной защиты населения Архангельской области:

- В последние пять лет нет желающих учиться в училище. Происходит постоянный недобор. Сейчас ведь проповедуется инклюзивное образование, когда дети-инвалиды не должны помещаться в какие-то специальные училища, а должны учиться вместе с нормальными детьми. У меня, к сожалению, сейчас нет под рукой информации, но известно, что у нас в большинстве учебных заведений системы образования учатся дети-инвалиды.

Сейчас ситуация в училище такова, что оно продолжает работать, но востребовано не в полной мере. И мы не можем финансировать в полном объеме училище, в котором учится половина учащихся. Сейчас там учатся 76 человек. А надо, чтобы было 105.

Поэтому на освободившихся площадях мы решили разместить учреждение социального обслуживания. Никоим образом это не заденет училище и педагогический персонал.

Сейчас широко муссируется вопрос, что специальности "переплетчик" нужно учиться два года, а мы набрали на год. Но на переплетчика можно учиться и два года, и три. Мы в этом году набрали ребят - выпускников коррекционных школ. И задача наша была не в том, чтобы обучить их всем премудростям профессии, а дать навыки переплетных работ.

Прозвучало, что в марте будет принято решение о закрытии учреждения, но это вообще нонсенс. Даже задача такая не стоит!


Похожие новости

Последние новости