Архангельским картинам сделали рентген

0 1 400

Архангельским картинам сделали рентген

Два года подряд в музей приезжает Татьяна Максимова, старший научный сотрудник Института исторического и культурного наследия имени Д.С. Лихачева. Со своим микроскопом. Она проводит микроскопическое исследование работ, берет пробы на структурный анализ. Это позволяет понять, сколько красочных слоев, в какое время сделаны, есть ли записи одна поверх другой, определяет состав и происхождение пигментов. А пигменты разные, характерные для разных школ, стран, периодов и мастеров. Вот до 18 века пользовались минеральными пигментами, наши с Урала привозили и перетирали довольно крупно, в другие края доставляли из экзотических стран и терли мелко.

В 18 веке у художников начались эксперименты, и от цеховой одинаковости красок и грунта стали переходить к индивидуальному творчеству. Начали использовать синтетические компоненты. Живопись принялась болеть. К примеру, - масляная болезнь. От избытка масла картины "морщились". Очень пострадали в свое время от макового масла полотна Веницианова. "А вообще, - говорит Татьяна Васильевна, - с художниками прошлого работать приятно. У них все искусство на оптике было построено. Они знали столько, чтобы создать эту красоту, что нынешним нам и не снилось. Теперешняя живопись - это живопись безобразия".

Всякий раз на несколько дней к Татьяне Васильевне присоединяется рентгенолог. Но не медицинский, а музейный. Со специальным прибором, спроектированным именно для искусствоведческих целей. Человека такой рентген просто убьет. А картину "разглядит" насквозь и покажет все, что скрыто глазу. Например, почерк автора. Или невооруженным взглядом видно, что картина 18 века, с неплохо сохранившейся живописью. А рентген показывает, что от 18 века на холсте только небольшие островки краски на полотне. Остальное - просто искусная тонировка более молодого века.

В Архангельске на этот раз рентген сделал несколько открытий. В конце 80-х прошлого столетия музей купил полотно "Подача милостыни". Подписи не было. В архивах Академии Художеств нашли упоминание о работе. Оказалось, что две таких работы делали ученики художественного класса в 18 веке, чтобы подать их на звание неклассного художника. Работа одного, с таким же точно сюжетом, в Третьяковской галерее. Подпись (Мохов) сохранилась. Подпись второго художника, работа которого оказалась в Архангельском музее, была стерта аж до грунта. Ее пытались выдать за картины руки известных художников: Варнека и Таранова, подделки подписей которых и обнаружил рентген. Благодаря исследованиям настоящее имя живописца стало известно. Фамилия ученика художественного класса - Мягков.

Под портретом Павла Первого 19 века был обнаружен другой образ того же императора, но более ранний, более реалистичный и, по предположениям специалистов, прижизненный. А портреты Архангельских губернаторов, как оказалось, сделаны в одно время, возможно, одним художником. Временное совпадение определили по ворсинкам холста и грунту. Они на всех работах идентичные.

Для того чтобы сделать каталоги всего музейного собрания вот с такой научной основой, требуются огромные деньги. Где их взять, пока неясно. Но музей будет искать. В связи с этим вспоминается история, когда руководство пирамиды МММ решило помочь нескольким музеям. И нашему в том числе. Они купили нам портрет Мусиной-Пушкиной и дали денег на реставрацию. Вскоре Мавроди посадили, и финансирование прекратилось.

Елена ДОИЛЬНИЦЫНА.

 

 

 

 

 

 

Для составления декора в доме имеется множество способов и вариантов. Вот, например, для рабочего места подойдет оригинальная настольная лампа или же аквариум для спокойствия. Вашему вниманию предлагается купить качественные картины в интернет магазине artworld.ru. Создайте комфорт и уют в доме.


Похожие новости

Последние новости