Москва дает деньги на памятники. Но не нам

0 0

 Москва дает деньги на памятники. Но не намТЕНДЕР НА РЕСТАВРАЦИЮ МОЖЕТ ВЫИГРАТЬ ЛЮБОЙ ПРОХОДИМЕЦ

Нам, вроде бы, есть что отмечать в этот день. Но дело как раз в этом... вроде бы. Мы многое сгубили: снесли безжалостно, пожгли случайно, сгноили мимодумно. А из того, что осталось, спасем, видимо, немногое. Ни сил, ни денег, ни специалистов.

Нет, Москва кое-какие день-ги постоянно выдает. Но, в основном, не нам, а тем, кто программы и проекты умно и аргументированно составляет. Была ведь еще во времена ефремовского правления хорошая программа создана. "Культура Русского Севера" называлась. На правительственном уровне ее тогда одобрили и приняли. Теперь ее никто не пробивает, но, мало того, еще и кастрировали ее в администрации области. Теперь эту нашу программу в других регионах берут и по ее образу и подобию создают свои. Под них-то денег Моск-ва и даст, там региональные власти пробивные.

Со специалистами тоже горе. Еще в депрессивные 90-е закрылись в области реставрационные мастерские. Мастера разбежались. Теперь их не найти, не собрать и опыта не перенять. Да и тендеры на реставрационные работы могут еще многое из недогубленного добить. Тендер выигрывает тот, кто денег меньше запросит. Такие правила. А понимает он что-нибудь в реставрации или нет, это составителей правил мало волновало. Зато музейщики в ужасе. Ведь тендер на реставрацию может выиграть любой проходимец.

Но даже если не проходимец. Просто не специалист. Как, например, дровосеку доверить уникальный деревянный храм реставрировать. Да, он имеет отношение к дереву. Но знает только, как правильно его рубить. А тут надо знать, как бревна обрабатывали в нужном веке, как строили, что между венцами клали. И много чего еще. Надо специальное образование иметь. Навыками и секретами владеть. Иначе будет только вред.

МАСТЕР СНАЧАЛА ЗАПИЛ, ПОТОМ УШЕЛ В МОНАСТЫРЬ

На фоне всего этого радует пятачок Поморской, уголок "Старого Архангельска". Музей Писахова (Поморская, 10) уже почти довели до ума. Ступеньки лестничных пролетов еще затянуты полиэтиленом, но они уже парадные. И паркет желтеет древесной невинностью. Скоро приедут специалисты- экспозиционеры из Москвы, и будет у нас настоящий дом Писахова. Усадьба Плотниковой в разгаре работ. Часть ее уже сияет глянцем и принимает выставки. В других помещениях штукатурят, красят, реставрируют шикарные изразцовые печи и паркет.

Валерий Шулятьев собирает кружевные дощечки из дуба и березы в половые квадратики. Часть их сохранилась с прошлого века, но требует сложной обработки, недостающее приходится воссоздавать. Только механических процедур больше десятка. Учиться не у кого. Все собственным опытом, придумками, книгами и Интернетом. Старые реставраторы с новичками вообще не любят секретами делиться. Да и где их взять с тем секретным опытом? Вот этот паркет до Валерия и его напарника реставрировал другой мастер. Но потом ушел в запой, а потом в монастырь. Чуть все дело не загубил.

Платят за эту творческую кропотливую работу немного. Специальной аппаратуры негусто. Но чем ценен русский левша, так это смекалкой. Над рабочим местом висит огромный уличный фонарь. Валерий говорит, что по заказу достали, и свет от него именно такой, какой надо, мощный и одновременно мягкий.

Поморская, 3, Музей художественного освоения Арктики им. А.А. Борисова будет сдан лишь через два года. Ажурные чугунные лестницы в разломах и без перил, кругом строительный мусор. Но уже по сложнейшей технологии установлены уникальные потолочные десятиметровые балки, вручную тесанные топором. И уже верится, что через два года музей станет еще одним украшением улицы.

Вот еще бы скверы доделать и Чумбаровку до ума, наконец, довести. Тогда уже уютнее горожанам станет, да и гостям будет что показать.

Елена ДОИЛЬНИЦЫНА.


Похожие новости

Последние новости