Гимн России можно исполнять бесплатно

0 0

 Гимн России можно исполнять бесплатноГосударство-то внимание обратило, закон совершенствуется, правовое поле упорядочивается. Но вся эта законотворческая деятельность "бежит" далеко впереди нашего привычного образа мыслей. Ну не готовы мы еще уравнивать музыку и колбасу и одинаково платить за то и другое. А главное - неясен механизм: как платить?

"Разложить по полочкам" действие закона я попросила директора северо-западного филиала Российского общества по управлению правами исполнителей Тимофея Бичева.

- Тимофей Юрьевич, есть ощущение, что в стране всколыхнулась волна если не интереса, то по крайней мере любопытства к тому, что связано с правами авторов и исполнителей. Буквально на прошлых выходных по Пятому каналу показывали репортаж с рейда по известному ночному клубу. Почему? Что-то новое появилось в законе?

- Глобального - ничего. Но есть такой нюанс. До Нового года, когда действовал старый федеральный закон об авторском и смежном праве, мы собирали вознаграждение в отношении всех исполнителей и всех производителей фонограмм, независимо от того, передали они нам свои права или не передали. После Нового года, со вступлением в силу четвертой главы Гражданского кодекса, государство решило навести порядок и оставить на поле деятельности несколько организаций, которые могли бы заниматься управлением правами в отношении всех исполнителей и производителей фонограмм. Но эти организации должны пройти государственную аккредитацию. Государственную аккредитацию проводит Росохранкультуры. Закон вступил в силу с 1 января 2008 года, но всё, что сделало Росохранкультуры, - это подготовило типовой устав организации, которая претендует на аккредитацию. Остальное пока "провисло".

На территории Российской Федерации сегодня нет ни одной подобной организации, у которой есть государственная аккредитация. Все мы действуем в рамках прямых договоров. У РОУПИ порядка тысячи договоров с правообладателями разных смежных прав на территории РФ. Есть и международные договоры, их порядка тридцати, семнадцать из которых с странами Евросоюза. Мы являемся членами двух крупнейших международных ассоциаций SCAPR и AEPO-ARTIS.

- С кем из наших известных артистов работаете?

- Сегодня мы работаем, например, с Валерием Леонтьевым, Львом Лещенко, Алсу, Надеждой Бабкиной, Ефимом Шифриным, Валерией, различными крупными музыкальными коллективами и так далее. Что касается производителей фонограмм: у нас есть доверенность Российского общества управления смежными и авторскими правами на работу с фирмой грамзаписи "Мелодия", то есть права производителей фонограмм советского периода принадлежат нам.

- А многим, в том числе и мне, до сих пор непонятно, что такое публичное исполнение фонограммы...

- Четвертая глава Гражданского кодекса дает четкое определение: это исполнение фонограммы с помощью живой музыки либо технических средств, в том числе радио и телевидения, а также показ аудиовизуального произведения, в месте, открытом для свободного посещения, либо в месте, где присутствует значительное число лиц, не относящихся к кругу семьи. То есть всё, что звучит за пределами вашего частного владения, называется публичным исполнением фонограммы. Есть только три вида фонограмм, за публичное исполнение которых платить не нужно: это религиозные обряды, траурные процессии и исполнение государственного гимна. Государственный гимн России не имеет ни авторских, ни смежных прав. А вот гимн Советского Союза попадает под действие закона об авторских и смежных правах, потому что государственным символом уже не является.

- Если представить аб-сурд-ную ситуацию: я устрою на своей даче платную вечеринку с музыкой, - это будет считаться публичным исполнением?

- Да. Вы же используете чужую интеллектуальную соб-ственность в своих коммерческих целях.

- Что тогда я должна делать, чтобы соблюсти закон?

- Вы должны заключить два соглашения. Одно - с Российским авторским обществом, другое - с Россий-ским обществом управления правами исполнителей. Многие говорят: вот мы купили лицензионный диск и поэтому можем ничего не платить. Но на каждом лицензионном диске черным по белому написано: запрещено публичное исполнение, публичный прокат и т. д. и т. п. Данная продукция предназначена только для частного использования.

- И сколько нужно платить?

- Ставки вознаграждения "плавающие" - всё зависит от вида использования. Нельзя под одну гребенку причесывать, скажем, парикмахерскую и ночной клуб. И в том же самом ночном клубе есть разница: звучит музыка, скажем, на простой дискотеке - или под нее исполняется стриптиз. Далеко не каждый автор и исполнитель будет согласен, чтобы под его музыку кто-то танцевал стриптиз. Согласитесь, создателям песни "Крейсер "Аврора"" или хору мальчиков мало счастья от того, что какой-то парень выходит на сцену и раздевается под их песню. Соответственно и плата по данному виду использования будет максимально высокой.

- Приведите пример, как рассчитывается плата.

- Смотрите: среднее кафе в Архангельске рассчитано на 30-40 мест. Выплата будет составлять примерно три тысячи рублей в месяц.

- А, например, для водителя такси?

- Это две десятых процента от оборота. Допустим, таксист, у которого в салоне играет музыка, в день зарабатывает около двух тысяч рублей. Так вот с двух тысяч он должен заплатить два рубля. Но и на эту сумму идет понижающий коэффициент! Коэффициент варьируется в зависимости от того, какая в данном городе численность населения. Для Архангельска он составляет 0,8.

Есть еще и такой момент: любой производитель или импортер оборудования, которое может нести в себе интеллектуальную собственность, при производстве или ввозе товара должен оплатить от трех до пяти процентов его стоимости. Например, вы купили CD-диск, а у вас есть MP3-плеер. Так вот за ваше личное право скопировать фонограмму с этого диска на плеер вы, сами того не зная, заплатили эти три-пять процентов, когда покупали плеер.

- Архангельские предприниматели уже поняли, что за использование фоно-грамм нужно платить?

- Не сказать, чтоб к нам выстраивалась очередь... Но уже немало кафе, ресторанов, магазинов, фитнес-центров, парикмахерских, саун заключили соглашения и осуществляют выплаты. Злостных неплательщиков тоже хватает, с ними мы боремся с помощью правоохранительных органов, пишем заявления в милицию, прокуратуру, воздействуем через Арбитражный суд. Закон позволяет нашим инспекторам производить скрытую съемку, фиксировать публичное исполнение фонограмм исполнителей и после этого подавать в суд на нарушение их прав. Минимальный размер компенсации за каждый случай нарушения авторского либо смежного права - 10 тысяч рублей. Максимальный - пять миллионов.

Инспектор заходит в кафе, покупает что-нибудь - и таким образом устанавливает, что в этом заведении ведется коммерческая деятельность. Потом садится и слушает. Зафиксировал одну песню, которая исполняется без вознаграждения исполнителю, - можно выставлять штраф в 10 тысяч. Услышал и зафиксировал десять песен - следовательно, сто тысяч рублей...

Милиция по итогам проверок возбуждает либо административное делопроизвод-ство, либо уголовное - если стоимость нарушенных прав превышает 50 тысяч рублей. В таком случае возбуждают дело по части 2 статьи 146 Уголовного кодекса РФ. Если стоимость нарушенных прав составит более 250 тысяч рублей - возбуждают дело по части 3, а там наказание до шести лет лишения свободы. Причем данная статья переведена в разряд тяжких уголовных преступлений, и условный срок по части 3, по идее, не предусмотрен.

- Что нужно, чтобы началось производство по делу? Заявление вашего инспектора?

- Заявление может написать любой гражданин. Вот вы видите, что в данном кафе или клубе происходит нарушение закона...

- Но откуда я знаю, нарушение это или нет? Может, у них есть соглашение с вами?

- Ответ на данный вопрос может получить любой гражданин! Точно так же, как вы можете спросить, есть ли у заведения сертификат, вы можете узнать, осуществляется ли выплата вознаграждения исполнителю. Копия соглашения с РОУПИ должна находиться в уголке покупателя.

Спрашивала Светлана ГАВРИЛОВА


Похожие новости

Последние новости